Этот уникальный памятник русской архитектуры второй половины XVIII века является частью архитектурного ансамбля Катальной горки, построенного в 1762
- 1774 годах по проекту архитектора А. Ринальди.
Павильон органично связан с пространством. Цельность архитектурного облика и нежно-голубой цвет фасадов придают ему особенно нарядный вид. Он кажется легким, почти воздушным. Помещения этого летнего увеселительного сооружения пронизаны светом, с галереи и террасы павильона открывается чудесный вид на парк и залив.
Сама Катальная
гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 метров и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой, всего длиной 532 метра. Катанье происходило в летнее время. Колясочки с двенадцатью колесиками, украшенные резьбой, позолотой, с сиденьями, обитыми дорогими штофами, имели вид фигурных саней. Они двигались по деревянной трассе с врезными колеями, преодолевая силой инерции подъемы. Обратно их втягивали по боковым колеям. Конструкция колясочек и способ движения их по трассе были заимствованы у известного к тому времени изобретателя А. К. Нартова, создавшего в 1740 году механическую колясочку для Катальной горки в Царском Селе.
Особенностью ораниенбаумской Катальной горки была красивая каменная колоннада почти из тысячи колонн, поставленных вдоль горки двумя галереями, смыкавшимися в полуовальный портал. Перекрытия галерей, устроенные в виде открытых террас, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катаньем. Входили на горку через комнаты верхнего этажа, окруженного открытой террасой с балюстрадой. В середине XIX века деревянные скаты горок и каменная колоннада, пришедшие в ветхость, были разобраны.
Круглый зал, Фарфоровый и Белый кабинеты
павильона Катальной горки являются высоким образцом синтеза искусств. В
Круглом зале стены и свод украшены росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров XVIII века. Художником С. Торелли выполнены наддверные картины
"Нептун", "Наяда на дельфине", "Амфитрита". Уникален пол искусственного мрамора изысканной цветовой гаммы. С помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы многообразные узоры и сложные рисунки. В убранство
Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные в 1772
- 1775 годах на Мейсенском заводе в Саксонии группы настенных украшений из фарфора. Они установлены на стенные полочки
- консоли, которые поддерживаются лепными фигурками амуров, орлят, обезьян, раковинами, выполненными в высоком рельефе. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменском сражении (1770 год). Эти группы удачно вписываются в общее решение отделки. В Белом кабинете прекрасно сочетаются белые лепные украшения с нежной цветовой гаммой стен и пола искусственного мрамора.