Двенадцать дорожек

Старая Сильвия создана по замыслу Бренны в 1797 году ("Сильвия" в переводе с итальянского - лес). Это один из совершенно самостоятельных участков пейзажного парка, которые могли бы даже показаться замкнутыми и обособленными, если бы каждый из них не был органически включен в общую систему планировки и оформления парка. Планировка его предельно четка: в центре расположена круглая площадка, от которой расходятся радиусами в разные стороны двенадцать совершенно прямых аллей. Такая планировка дала участку второе название - Двенадцать дорожек.
Как и задумал Бренна, в облике Старой Сильвии важнейшая, можно даже сказать, первостепенная роль принадлежит бронзовой скульптуре. Статуя Аполлона Бельведерского в середине круглой площадки воспринимается как композиционный центр всего района, а вокруг бога - покровителя искусств расположено по кругу между аллеями-дорожками двенадцать фигур: девять муз - музыки и красноречия - Евтерпа, трагедии - Мельпомена, комедии - Талия, танца - Терпсихора, любовной поэзии - Эрато, астрономии - Урания, гимнов - Полигимния, пения - Каллиопа, истории - Клио, а также покровитель торговли Меркурий, богиня красоты и изящества - Венера Каллипига и богиня весны и цветов Флора.
Все эти фигуры были отлиты в мастерских Академии художеств мастерами-литейщиками В. Екимовым, В. Можаевым, Е. Гастеклу по моделям известного ваятеля академика Ф. Гордеева, известного своим участием в скульптурном оформлении Останкинского дворца в Москве, Казанского собора в Ленинграде и в создании прославленного "Медного всадника" - памятника Петру I на берегу Невы.
Скульптура в Старой Сильвии не украшение, не обогащение пейзажа, а неотъемлемая, важнейшая часть его. Она не ограничена лишь изваяниями вокруг центральной площадки. Кроме них, в этом районе, на дорожках, ведущих к Старосильвийским прудам, установлено несколько скульптур Ниобид. Они выполнены по оригиналам известного древнегреческого ваятеля Скопаса, созданным еще в IV веке до нашей эры. Согласно античному мифу, царица Ниобея (иначе - Ниоба), мать многочисленного семейства, осмеяла богиню Латону, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Диана. Разгневанные боги отомстили за Латону, поразив стрелами всех Ниобид - детей Ниобеи. Полные динамики, трагические в своем отчаянии, фигуры несчастных резко контрастируют с полными величавого спокойствия статуями круглой площадки.
Скульптурное убранство этой части парка включает бронзовые фигуры Боргезского бойца и Актеона. Одна из них - копия статуи из римской виллы Боргезе, где собрано много ценных произведений искусства, другая создана по модели И. П. Мартоса.
Планируя Старую Сильвию, Бренна, разумеется, рассчитывал на эффект, который даст сочетание цветовых оттенков в зеленом убранстве, включающем и шпалеры из стриженой акации, обрамляющие аллеи, и дубы вокруг центральной площадки, и густую хвою преобладающих здесь деревьев. Аллеи тут мыслились чуть сумрачными - это акцентировано тонким подбором естественных и искусственных красок природного и скульптурного окружения. Удивительное ощущение охватывает человека в Старой Сильвии! Только что он любовался открытыми просторами Славянки, далекими перспективами, приветливыми лужайками - и вдруг, пройдя совсем немного, оказался в замкнутой роще, словно закрытой со всех сторон, в окружении бронзового хоровода античных муз и божеств, в скульптурном царстве совершенной гармонии.

Hosted by uCoz