Памятник родителям

Если в первые пять-шесть лет после основания Павловска строительство в парке ограничивалось в основном районом, расположенным вблизи дворца, то затем постепенно оно стало охватывать и места сравнительно отдаленные. Так, в 1786 году в уединенном уголке, расположенном куда дальше от центра комплекса, чем большинство воздвигнутых до этого сооружений, появился небольшой павильон, созданный тоже по проекту Камерона, который позднее получил наименование "Памятник родителям".
Первоначально он мыслился как памятник Фредерике, рано умершей сестре Марии Федоровны, однако несколько позднее, после того как скончались отец и мать императрицы - в конце 90-х годов XVIII века, она решила превратить его в общий мемориал ушедшим из жизни родным.
Камерон придал памятнику форму прямоугольной эдикулы, открытой ниши, не рассчитанной на круговое восприятие. Чтобы по достоинству оценить благородную простоту павильона, окруженного густыми деревьями, посетитель должен был попасть сюда по извилистой Философской дорожке со стороны Тройной липовой аллеи. Колонны и пилястры из розового мрамора по сторонам полукруглой ниши чуть смягчают строгость его облика, он скорее элегичен, чем суров.
Камерон не единственный создатель "Памятника родителям". Соавторство с ним по праву делит замечательный русский скульптор, творец памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и многих других великолепных скульптурных произведений - Иван Петрович Мартос.
Спустя два десятилетия после сооружения павильона, в 1807 году, Мартос украсил его чудесной скульптурной композицией. Задача ваятеля осложнялась тем, что скульптуру предстояло установить не на фоне плоскости, как Это большей частью делается, а в глубине полукруглой ниши. Очертаниям Этой ниши Мартос с большим искусством подчинил центральную часть композиции, решенную в виде гранитной пирамиды, украшенной медальоном с рельефными портретами герцога и герцогини Вюртембергских, родителей Марии Федоровны. Однако главная часть скульптурной группы Мартоса не эти барельефы, скромные по размерам и значению, а женская фигура, склонившаяся в глубокой печали, с простертыми руками, словно припав в изнеможении к камню, в то время как рука ангела с крыльями срывает покрывало с погребальных урн.
Скульптурный рельеф нижней части композиции, аллегорически трактующий темы любви и верности, расчленен Мартосом на три части: боковые соотнесены с фигурами ангела и скорбящей женщины, расположенными над ними, а средняя - с пьедесталом, несущим погребальные урны. Сюжет центрального рельефа _ рукопожатие супругов, нашедших друг друга в ином мире - может читаться как утверждение веры в грядущую встречу и новое соединение любящих, смягчающее боль утраты для тех, кто остался на земле.

Hosted by uCoz