Собственный садик был создан Ч.
Камероном по желанию великокняжеской четы
рядом с дворцом в регулярном стиле. Совсем небольшой по размерам, он весьма своеобразен и отличается не только от обширных пейзажных районов парка, но и от соседних
"регулярных" уголков. Интимный характер Собственного садика, куда хозяева дворца могли попадать, минуя парадный вход, непосредственно из жилых покоев, во многом определил его облик. В нем нет и не может быть парадной торжественности, характерной для Тройной липовой аллеи и плаца перед дворцом, расположенных почти совсем рядом, _ наоборот, он чрезвычайно уютен и выглядит совсем
"домашним", несмотря на всю нарядность его убранства. Когда в летнее время клумбы Собственного садика переливаются всеми цветами радуги и весь он похож на многокрасочный ковер, кажется, что здесь, на вольном воздухе, просто продолжены дворцовые покои.
Садик распланирован Камероном чрезвычайно просто и четко: его главные оси отвечают внутренним осям дворца, здесь царствует строгая геометрия прямых линий. В прошлом узкие аллеи, окаймленные цветниками, были
"осенены трельяжем", то есть перекрыты невысокими легкими деревянными конструкциями, скрытыми вьющимися декоративными растениями и диким виноградом.
Первоначально в Собственном садике культивировались многие ценные, редкие растения: каштановые, тутовые деревья, пирамидальные тополя. Правда, северный климат оказался для них неблагоприятным, и выжить им не удалось; тополя, более стойкие, чем другие породы, погибли во время пожара дворца 1803 года, так что главным украшением остались великолепные цветники и вазы с цветами.
Собственный садик нередко называли Храмом Флоры: в центре его стояла статуя богини цветов и весны,
- и сам облик уголка вполне оправдывал это название.
В 1800 году Камерон создал свое последнее произведение в Павловском парке
- павильон Трех граций в Собственном садике, у самого дворца.
Трудно поверить, что эта волшебная фантазия на античные темы создана мастером уже на склоне лет,
- совершенство пропорций, изящество, воздушность этого приветливого павильона заставляют чувствовать руку художника духовно юного, полного жизненных сил.
Камерон спроектировал павильон в виде античного портика, опоясанного шестнадцатью колоннами ионического ордера, которые поддерживают легкий кессонированный свод. Рельефы во фронтонах, выполненные по рисункам известного скульптора И. П. Прокофьева, изображают Аполлона
- со стороны Собственного садика и Минерву, богиню мудрости,
- со стороны городской улицы.
Вскоре после сооружения павильона, в 1803 году, в центре его появилась мраморная скульптура
"Три грации", созданная видным ваятелем тех лет Паоло Трискорни. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии, как и весь павильон.