Петродворец

Большой дворец Нижний парк (западная часть) Нижний парк (восточная часть)
Верхний сад Другие парки г. Петродворца Парк "Александрия" и Александровский парк

 План парков г. Петродворца

 Дворцы и парки г. Петродворца:
  - Большой дворец
  - Верхний сад
  - Нижний парк (западная часть)
  - Нижний парк (восточная часть)
  - Парк "Александрия" и Александровский парк
  - Другие парки г. Петродворца

Вашему вниманию предлагаются фотогалереи со всеми удачными фотоснимками:
- В Петродворце - лето,
- В Петродворце - осень,
- В Петродворце - зима,
- В Петродворце - весна.

Также имеются файлы видеопрогулок по паркам г. Петродворца.

 Возвратив России исконные земли в устье Невы, Петр I в 1703 г. основал Санкт-Петербург - будущую столицу Российской империи. Но угроза нападения шведов еще не миновала и поэтому Петр приказал укреплять расположенный в 30 верстах к западу от устья Невы остров Котлин, крепость и город на котором получили позднее наименование Кронштадт. Постройка укреплений Кронштадта и, расположенного южнее его форта Кроншлот очень беспокоила Петра. Он часто, пренебрегая опасностями бурного моря, посещал строительство. При этом Петр обычно ехал в Кронштадт по южному берегу Финского залива и далее переправлялся морем. Его жена Екатерина посоветовала царю с целью удобства создать себе в месте переправы временное жилище.
Сначала были построены «заезжие светлицы», строения для рабочих и деревянная церковь. Здания «светлиц» были разобраны в 1771 г. и на одном из зданий в этом районе, разрушенном во время войны, была установлена мемориальная доска, сообщавшая, что «на сем месте было положено начало Петергофу».
В те времена вид местности в районе Петергофа не походил на сегодняшний. Берег в районе Петергофа состоит из трех террас. Первая возвышается на 1,5-2 метра над уровнем моря. Вторая, на которой, расположены Большой дворец и город Петергоф, имеет высоту от 21 до 24 м над уровнем моря, Дальше, если следовать к югу от моря, местность повышается, и в районе Бабигонских высот проходит третья терраса высотой порядка 60 м над уровнем моря. Эта терраса («глинт») тянется вдоль всего южного побережья Финского залива от Ладоги до Нарвы и далее в Эстонии. Во времена Петра местность была покрыта лесом, мелким кустарником и местами заболочена. В нескольких десятках метров от моря тянулась едва проторенная грунтовая дорога, кое-где были раскиданы редкие бедные избушки, покрытые соломой. В районе каменной стенки, отделяющей Александрию от Нижнего парка, находилась деревня Похиоки, насчитывавшая шесть дворов, в районе Марли находилась деревня Кусоя из 4 дворов. Между ними находилось несколько хуторов.
Полтавская победа окончательно утверждает за Россией возвращенные земли и Петр пишет Апраксину - «ныне уже совершенно камень к основанию Санкт-Питербурга с Божьей помощью положен». Война закончена и царь может больше уделять внимания строительству, в том числе и Петергофа.
В первый раз упоминание о нем встречается в Указе от 20.11.1707, в котором говорится об отправке 40 тыс. рабочих для проведения работ в Петербурге, Кронштадте и Петергофе. Петр нашел новое удобное место для постройки небольшого попутного дворца, из окон которого он мог любоваться видом моря и строившегося Кронштадта.
Небольшой дворец был построен в голландском стиле и назван им «Монплезир» (мое удовольствие). Этот дворец был первым сооружением в новом, облюбованном Петром месте, но он недолго оставался единственным, так как царь, со свойственной ему энергией, взялся за создание Петергофа. Из существующих документов следует, что Монплезир был построен в 1709-1711 гг., и 1709 г. считают датой основания Петергофа.
В 1714 г. Петр приказал построить в Петергофе в течение лета «палатки маленькие по данному образцу». Полагают, что это были строения, впоследствии названные Марли и Эрмитаж. Монплезир первоначально предназначался для размещения царя и немногих сопровождавших его лиц.
Скоро царь приходит к мысли о необходимости создания парадной летней резиденции. В январе 1715 г. в журнале Петра было записано: «дом заложить каменный и подвести канал от него к морю». Так было положено начало Большому Петергофскому дворцу.
В 1715 г. Петр провел значительное время в Европе. В то время по всей Европе царила мода, указываемая блестящим двором Людовика XIV. Версаль, его дворцы и парки были предметом бесчисленных подражаний. И царь приказывает своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли» (вблизи Парижа). Планы и чертежи были доставлены, не хватало только исполнителей. В 1716 г. Петр вновь выезжает за границу и посещает Францию. Он осмотрел сооружения Версаля и других королевских резиденций и познакомился с известным архитектором - Жан-Батистом Леблоном. Его личность и знания понравились царю, который пригласил Леблона в Россию с поручением набрать, во Франции пригодных к строению мастеров. Впоследствии Леблон получил звание генерал-архитектора и без его подписи нельзя было исполнить ни одного архитектурного проекта. Леблон много сделал для Петербурга, им были разработаны проект планировки Петербурга, им был разбит Летний Сад. Он же и выстроил Петру Нагорный или Большой дворец в Петергофе, придерживаясь, как образца, Версальского.
Будучи за границей, Петр помнил о своем любимом Петергофе. Мебель и украшения, редкие растения направлялись в Россию. В Амстердаме он посещал аукционы, на которых покупал картины известных фламандских художников, преимущественно марины известного тогда живописца Адама Сило. Картины эти были впоследствии размещены царем в Монплезире, и составили первую по времени картинную галерею в России.
После смерти Ж-Б. Леблона в 1719 г. работы в Петергофе возглавил итальянский архитектор Н. Микетти. Под его руководством был закончен Нагорный (Большой) дворец, а также создано большинство фонтанов и каскадов, завершено сооружение Большого Каскада, построено много павильонов.
Имеются сведения, что первоначально Петр планировал устроить фонтаны не в Петергофе, а в Стрельне, находившейся ближе к Петербургу. С постройкой Большого дворца царь изменил свое намерение. Он лично осматривал местность, откуда предполагалось подвести воду и сам измерял расстояние от источников до Петергофа. Уже начатый водопровод был направлен к Петергофу и был прокопан специальный канал от Ропши до Петергофа. Двадцативерстный канал был вырыт в восемь недель; сам царь прорыл последнюю перемычку в нем и открыл движение воды в новый водопровод. Вода шла всю ночь и к шести часам утра достигла Петергофа. 9 августа 1721 г. в Петергофе впервые забили все построенные к тому времени фонтаны.
Перед Большим дворцом был устроен большой каскад с гротом перед ним. В гроте был помещен набор стеклянных колоколов, молоточки которых приводились в движение водой. Были устроены и действовали фонтаны перед Монплезиром, у Марли, каскад на месте нынешней Драконовой горы, фонтан «Пирамида» и другие. Петр уделял очень много внимания украшению сада и фонтанов статуями. Так, в районе Большого каскада он предполагал поместить статую Геракла, борющегося с семиглавой гидрой. Петр не успел этого совершить и Геракла впоследствии удачно заменил Самсон.
В создании Петергофа при Петре I значительную роль сыграли архитектор М.Г. Земцов, садовые мастера Гарнихфален и А. Борисов и многие другие российские и иностранные мастера. При Петре Петергоф являлся личной резиденцией царя и вход для посторонних был закрыт. Прогулки по парку и осмотр дворцов допускались лишь с личного разрешения царя. Для приглашаемых же гостей Петр собственноручно написал правила, как себя вести в Петергофе. Все лица, посещавшие Петергоф, принадлежали к узкому кругу близких, с которыми царь любил отдыхать от государственных дел. Бывали также посланники и почетные лица из иностранцев.
Смерть помешала царю исполнить очень многое из того, что им было намечено для Петергофа. Сохранились собственноручные записи Петра о том, что он намечал сделать. Многое из этих предположений было осуществлено в последующие царствования, часть осталось нереализованным. Можно сказать, что последующее почти сто пятидесятилетнее дальнейшее строительство Петергофа шло по предначертаниям Петра.
В течение нескольких лет после смерти Петра работы в Петергофе не производились. В два года царствования Екатерины I (1725-1727) в Петергофе лишь проводились шумные празднества. В царствование Петра II двор переехал в Москву, забытый Петергоф приходил в запустение.
При племяннице Петра Анне Иоанновне (1730-1740) двор вернулся в Петербург. Привыкшая к скромности митавского двора, императрица проводила летнее время в Петергофе. Ее любимым развлечением была охота, и на месте нынешнего парка Александрия был создан зверинец, в котором охотились императрица и ее приближенные. При Анне Иоанновне было продолжено украшение Петергофа, были установлены 22 фонтана вдоль морского канала, созданы Драконов каскад и Римские фонтаны. Как следует из архивных материалов, в 1735 г. была создана и установлена в ковше перед Большим каскадом скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва».
Настоящее возрождение Петергофа произошло при Елизавете I (1741-1761) - дочери Петра I. Петергоф стал частной дачей императрицы. Любимым ее местопребыванием был Монплезир, где она занималась простыми делами - стряпней обеда, работами в саду, ужином в очень узком кругу близких. Но иногда давались и пышные официальные празднества, для которых Монплезир был мал. Императрица решила перестроить и расширить Нагорный дворец, тем более, что к этому времени он начал ветшать, полы покоробились, окна рассохлись и т.д. Перестройка была поручена известному архитектору, графу Б.Ф. Растрелли. Дворец был радикально перестроен и составил среднюю часть новой постройки. К этой части были пристроены два боковых корпуса, выходящих в Верхний сад, симметричные галереи и симметрично расположенные корпус под гербом и церковь. Дворец принял тот внешний вид, который сохраняет и сегодня.
Петр III (1761-1762) не жаловал Петергоф, предпочитая ему свой любимый Ораниенбаум. В Петергофе, в Монплезире, в Екатерининском корпусе в течение 15 лет жила его супруга, будущая императрица Екатерина II. Она была окружена небольшим количеством прислуги и вела самый простой образ жизни. Она получила власть и титул императрицы в результате государственного переворота, который был совершен в России под ее руководством летом 1762 г.
Императрица Екатерина II (1762-1796) не любила Петергоф - он был связан с слишком тяжелыми для нее воспоминаниями - и приезжала в него лишь в Петровки, день тезоименитства наследника престола цесаревича Павла Петровича. Праздник проходил, и все снова приходило в запустение. Поэтому Петергофу не уделялось достаточно внимания - все оно было отдано Царскому селу, являвшемуся резиденцией Екатерины. При Екатерине была проложена шоссейная дорога до Петербурга, архитектор Ю. Фельтен произвел перепланировку интерьеров Большого дворца, был построен фонтан «Солнце» и начаты постройка Английского дворца и разбивка Английского парка.
Павел I (1796-1801) преклонялся перед своим великим прадедом и считал своей обязанностью поддерживать и продолжать все начинания Петра. Он подолгу проживал в Петергофе, особенно любил находившуюся в отдалении от Большого дворца уединенную Собственную дачу. В его недолгое царствование была заменена скульптурная группа Самсона, создан Львиный каскад, установлены балюстрады перед Большим дворцом и у пирамидного фонтана, куплена в Нюрнберге и установлена в Верхнем парке скульптура и создан фонтан «Нептун».
При Александре I, (1801-1825) который летом проживал в Царском селе, Петергоф мало изменился. Осенью 1801 г. сильный ураган и наводнение произвели сильные опустошения в Нижнем парке. Было сломано много деревьев, уничтожен ряд павильонов, повреждены балюстрада и мраморная площадка перед Монплезиром. Все это было восстановлено. А. Воронихиным были построены колоннады перед Большим каскадом. При Александре было положено создание немецкой колонии в Петергофе - первые 16 семей колонистов поселены на государственной земле, о чем нам напоминает название Колонистский парк.
Николая I (1825-1855) по праву можно считать вторым создателем Петергофа. До него проведение всех работ было сосредоточено на территории Нижнего и Верхнего парков. К концу царствования Александра I Нижний и Верхний парки были почти такими, какими мы их видим сегодня. Николай же посвятил свои силы обустройству окрестностей Петергофа и проводил в нем свои летние месяцы. Еще великим князем он получил участок для устройства загородной дачи. Глухая и заброшенная местность была превращена в великолепный парк, получивший наименование Александрия - по имени супруги Николая Александры Федоровны. В парке были созданы изящные дворцы и другие здания. С 1832 г. Петергоф стал постоянной летней резиденцией царя. Был построен Коттедж (арх. А. Менелас, 1832 г.). Для проведении работ в Петергофе были привлечены лучшие архитекторы того времени - К. Тон, Н. Бенуа, А. Штакеншнейдер. К югу от дворцов простирались обширные заболоченные пространства, поросшие кустарником и мелким лесом. На этих местах были созданы восхитительные уголки. Был разбит Колонистский парк, а его болота превращены в красивое озеро, на островах которого были построены павильоны. Был создан ряд прудов вдоль Главного водопровода, создан Луговой парк, воздвигнут величественный Бельведер.
При Николае было положено начало городу Петергофу. К 1825 г. на нынешней территории Петергофа были лишь слободы, насчитывавшие в обшей сложности около 150 ветхих домов. В одной из слобод жили в основном простые служители дворцов и парков, в другой - мастера и рабочие Императорской гранильной фабрики. Царь начал отводить желающим строиться в Петергофе участки в полную собственность и выдавал ссуды на строительство, что привело к быстрой застройке так называемого Среднего Петергофа. К 1840г. в городе проживало свыше 4 тыс. жителей. Улицы города были замощены. Велось строительство монументальных зданий для дворцовых и общественных нужд, были построены главные конюшни, фрейлинские дома, театр, почта, госпиталь и пр. Николай лично рассматривал и утверждал проекты новых зданий, в том числе и частных построек, выписывал деревья и цветы для парков. При нем был впервые открыт для всех желающих свободный доступ в парки Петергофа. Посетители имели возможность иногда встретить царя, который из Александрии проходил в Монплезир и оттуда по косой аллее поднимался в Большой дворец, где и работал в кабинете Петра I.
По торжественным дням в парках устраивались пышные празднества, устраивалась иллюминация со многими тысячами фонариков, что при отсутствии электричества было не так просто выполнить. Иногда были иллюминированы большие пространства от Монплезира до павильона Озерки (в конце Лугового парка). Царь неоднократно говорил: «Я отдыхаю только в моем любимом Петергофе». В последующие годы мало что добавилось в облике Петергофа. Для Александра II были выстроены Фермерский дворец в Александрии (арх. Менелас) и заново выстроена Собственная дача (А. Штакеншнейдер, 1850) - в 2 км к западу от Большого дворца.
Александр III жил летом в основном в Гатчинском дворце, Николай II - в Царском Селе. При них Петергоф использовался лишь для редких официальных приемов, а в остальное время парки были открыты для посетителей. Дворцы же были частной собственностью, и их посещение допускалось лишь с разрешения начальника дворцового управления. За это время в Петергофе мало что изменилось. При Александре III в Нижнем парке была установлена статуя Петра I работы П. Антокольского и заложен придворный собор.
После революции 1917 г. все петергофские дворцы, виллы, дачи принадлежавшие семье Романовых и высокопоставленной аристократии были национализированы. Большой дворец, Монплезир, Эрмитаж и ряд других были превращены в музеи, остальные здания использовались или как дома отдыха или для другой необходимости. Парки Петергофа стали любимым местом отдыха ленинградцев и гостей города. В предвоенные годы в Петергоф ежегодно приезжали многие тысячи посетителей.
20 сентября 1941 г. немецкие войска подошли к Петергофу и в результате трехдневных боев овладели им. Дальнейшее продвижение, вражеских войск было остановлено частями Красной Армии, располагавшимися на Ораниенбаумском плацдарме и более двух лет линия фронта проходила по западной окраине города. Это привело к тому, что Петергоф пострадал сильнее других пригородных музеев-заповедников 19 января 1944 г. Петергоф был освобожден от оккупантов и глазам бойцов открылась страшная картина разрушений. Были взорваны и сожжены Большой дворец и Марли, артиллерийским огнем превращен в груду развалин Английский дворец, находившийся на передовой линии фронта, значительно повреждены Монплезир, Эрмитаж, каскады Большой, Львиный, Шахматная гора и Золотая гора. Были содраны и похищены барельефы Большого каскада, знаменитая скульптурная группа «Самсон» и много других. Пострадали парки - было вырублено свыше 10 тысяч деревьев, в том числе много вековых.
Сегодня вы видите Петергоф в полном его блеске. Почти все разрушенное во время войны восстановлено.

[От себя:  Нижний парк с его уникальной системой фонтанов безусловно явление мирового масштаба.  А дворцы и парки Петродворца являются примером относительно образцового состояния объектов, а также поддержания и улучшения этого состояния. Правда тут нужно упомянуть про самую высокую входную плату среди парков пригородов Петербурга -  в Нижнем парке, но Верхний сад и другие парки являются бесплатными. Увы, но с 2009 года парк Александрия тоже стал платным]

Доехать до г. Петродворца из  г. Петербурга можно с Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф и далее пешком (ок. 3 км) или на автобусе. Летом до Морской пристани в Нижнем парке можно добраться по воде - из Петербурга от Эрмитажной пристани каждые 0,5 часа отходят комфортабельные "Метеоры". Вход в Нижний парк и парк Александрия - платный
Добро пожаловать!

 

Hosted by uCoz