Петродворец

План парков г. Петродворца Нижний парк (западная часть) Нижний парк (восточная часть)
Верхний сад Другие парки г. Петродворца Парк "Александрия" и Александровский парк

 Большой дворец

    Большой дворец был изначально композиционным центром великолепного ансамбля, а самой главной особенностью и отличительной чертой Верхнего сада и Нижнего парка должны были стать фонтаны. Но, видимо, идея создания Большого каскада перед дворцом и устройства фонтанов возникла не сразу. В набросках 1714 г. территория Верхнего сада уже обозначена, но даже в проекте его планировки, разработанном И. Браунштейном к 1716 г., нет и намека на фонтаны. Вероятно, определенную роль в возникновении этой идеи сыграли заграничные поездки Петра I и, в частности, посещение во Франции летней резиденции Людовика XIV — Версаля в 1717 г. К этому вопросу Петр I вернулся в 1720 г., когда побывал в Ропше, в 20 км от Петергофа. Ропшинские высоты поднимаются над уровнем моря на 100 м, на их северных склонах бьют многочисленные ключи (родники), которые впоследствии были использованы для заполнения искусственных прудов — водохранилищ. Менее чем за год по проекту талантливого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова от Ропшинских высот до Петергофа был прорыт канал длиной в 24 км, устроен водовод, сделаны шлюзы и сооружена самая оригинальная в мире система питания фонтанов без использования насосов, действующая по принципу сообщающихся сосудов. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде и заработал один фонтан. Первый большой праздник в новой загородной резиденции состоялся 15 августа 1723 г. в ознаменование ее официального открытия, хотя еще не все намеченные работы были завершены. Но к этому времени уже был построен Большой дворец и Большой каскад, прорыт Морской канал, закончен дворец Монплезир и сложились основные элементы Верхнего сада и Нижнего парка.
    Центральная часть дворца — трехэтажная, с крышей сложной конфигурации в стиле барокко. Высота ее 17 м. Крыша увенчана золоченой вазой. На фронтоне центральной части фасада — рельефный щит с монограммой Петра I под императорской короной, щит обрамлен воинскими доспехами. Центральная часть фасада переходит в симметричные ризалиты, которые имеют тоже три этажа, но более низкую крышу. Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа. Балконы с ажурными коваными решетками во всю длину среднего ризалита и над боковыми ризалитами подчеркивают три парадных входа северного фасада. Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый и Церковный корпуса имеют золоченые фигурные Купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев. Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. При взгляде с любой стороны орел воспринимается как двуглавый и, как бы парит над дворцом, утверждая величие России. Купол Церковного корпуса увенчан православным крестом, поднятым на высоту 27 м. Оба флигеля связаны с центральной частью дворца одноэтажными двухсветными галереями, имеющими множество полуциркульных окон.
В XIX в. архитектор А. Штакеншнейдер надстроил восточное крыло здания, придав композиции Большого дворца полную симметрию. Этим и закончился процесс формирования современного облика Большого дворца, растянувшийся на полтора века. По замыслу и под руководством Растрелли были оформлены интерьеры внутри дворца. Впоследствии в оформлении интерьеров принимали участие Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю. Фельтен и другие талантливые архитекторы.
Танцевальный зал с момента его создания использовался для парадных приемов, обедов, балов, а в начале XX века здесь проводились и важнейшие государственные совещания.
Зал морской славы (Чесменский). На его стенах в два яруса размещены двенадцать картин немецкого художника Ф. Гаккерта. Они отображают баталии русской Средиземноморской эскадры под командованием адмирала Г. Спиридова, в том числе и знаменитую победу над турецким флотом в Чесменской бухте. Художник выполнил их на основе документов и рассказов очевидцев, а взрыв и пожар на корабле рисовал с натуры. Для того чтобы он смог достоверно изобразить это, в 1771 г. на рейде г. Ливорно был взорван в его присутствии старый фрегат «Святая Варвара», начиненный порохом. 19 хрустальных люстр, хранившихся в годы Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора, восстановленный по рисункам Б. Растрелли наборный паркет и плафон А. Тервестена «Жертвоприношение Ифигении» (1690), установленный взамен погибшего от огня плафона Л. Вернера (1750), завершают декор Чесменского зала.
Тронный зал — самый большой зал дворца. Его площадь — 342 кв. м, а высота почти равна ширине. Важнейшим элементом декора этого зала также является живопись — прекрасные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I, выполненные Г. Бухгольцем. У восточной стены — парадное тронное кресло первой четверти XVIII в., а над ним живописное панно художника В. Эриксена «Шествие на Петергоф» с изображением триумфального шествия Екатерины II в Петергоф в сопровождении гвардейских полков после возведения ее на царский престол.
Белый столовый зал предназначался для торжественных обедов. Зал оформлен по проекту Ю. Фельтена. В центре — огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского мастера Д. Веджвуда.
Картинный, или Портретный, зал является центральным залом дворца. Его убранство представляет собой один из самых старых интерьеров дворца, он создавался по замыслу Ж.-Б. Леблона и Н. Микетти. Позднее над его отделкой работали Б. Растрелли, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Штакеншнейдер. В 1764 г. по проекту Деламота зал украсился великолепной коллекцией из 368 портретов, выполненных П. Ротари. Интересно, что портреты были написаны всего с 8 натурщиц. Но великолепное мастерство художника, тонкий колорит, характерные национальные костюмы не позволяют уловить повторения лиц идеализированных молодых женщин.
Куропаточная гостиная получила свое название оттого, что на серебристо-голубом фоне обивочной ткани выткано 44 куропатки среди зеленовато-золотисто-коричневых стилизованных растений. Создатель ткани — Ф. Лассаль, известный французский художник середины XVIII в. После Великой Отечественной войны сгоревшая обивка восстановлена реставраторами.
Дубовый кабинет Петра I, замыкающий обзор парадных интерьеров Большого дворца, сохранялся как историческая реликвия при всех перестройках дворца, и с максимальной достоверностью воссоздан после Великой Отечественной войны. Для украшения кабинета в 1718-1720 гг. по рисункам французского скульптора-декоратора Н. Пино и при его участии резчиками Рустом, Фоле, Таконе и другими были выполнены четырнадцать резных дубовых панно, створки дверей и два десюдепорта (наддверных украшения). На двух панно стилизованные профильные портреты Петра I и Екатерины I. Под портретом Петра надпись по-латыни: «Высшая добродетель, или Петр Первый, Император Великой России». Из 14 панно было спасено только 8, остальные воссозданы заново. Мебель кабинета — шкаф-бюро, стулья и кресла — типичны для первой трети XVIII в. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус — это подлинные предметы 1720-х гг.
Западный китайский и Восточный китайский кабинеты, дань увлечению искусством востока, расположены симметрично относительно центральной оси Большого дворца. Они занимают небольшие помещения петровских Верхних палат, и были отделаны в 1766-1769 гг. по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота. Кабинеты предназначались для хранения коллекций декоративно-прикладного искусства мастеров востока - предмет гордости владельцев двора.

Hosted by uCoz