| |
Пушкин
План парка г. Пушкина
Местные
достопримечательности:
Екатерининский парк:
1. Екатерининский дворец
2. Агатовые комнаты и холодные бани
3. Адмиралтейство
4. Башня-руина
5. Верхняя ванна
6. Вечерний зал
7. Висячий сад
8. Ворота «Любезным моим сослуживцам»
9. Готические ворота
10. Гранитная терраса
11. Грот
12. Зал на острову
13. Кагульский обелиск
14. Камеронова галерея
15. Концертный зал
16. Красный (турецкий) каскад
17. Кухня-руина
18. Морейская колонна
19. Мраморный мост
20. Нижняя ванна
21. Орловские ворота
22. Памятник А. Ланскому
23. Пандус
24. Пирамида
25. Скрипучая беседка
26. Собственный садик
27. Турецкая баня
28. Фонтан «Девушка с кувшином»
29. Чесменская колонна
30. Эрмитаж
31.
Эрмитажная
кухня
и, конечно, Янтарная
комната Екатерининского дворца.
Александровский парк:
35. Александровский дворец
37. Арсенал
38. Белая башня
39. Большой каприз
40. Малый каприз
41. Большой китайский мост
42. Бывшие казармы
сводного полка
43. Бывшие оранжереи
44. Ворота-руина
45. Детский домик
46. Драконов мост
47. Египетские ворота
48. Китайская деревня
49. Китайский театр
50. Комплекс фермы
51. Красносельские караулки
52. Крестовый мост
53. Куртина «Грибок»
54. Лицей
55. Малые китайские
мосты
56. Насыпная гора «Парнас»
57. Озерки
58. Пенсионерская конюшня
59. Ратная палата
60. Розовая караулка
61. Руины Ламского павильона
62. Федоровский городок
63. Шапель
Вашему вниманию предлагаются фотогалереи со всеми удачными фотоснимками:
- в Пушкине - лето,
- в Пушкине - осень,
- в Пушкине - зима,
- в Пушкине -
весна.
Также имеются файлы
видеопрогулок по паркам г. Пушкина.
Местность, на которой расположено Царское
Село, входила в состав Дудоровского погоста
Водской Пятины. После освобождения этих
земель, Петр I пожаловал в 1707 г. своему
любимцу, А.Д.Меншикову города Копорье и
Ямбург, и он оказался обладателем всех
земель и доходов, приписанных к этим
городам. В его владении оказалась и Сарская
мыза. Считают, что название это происходит
от финского «возвышенное место».
В 1710 г. Петр передал Сарскую и Славянскую
мызы с принадлежащими к ним деревнями с
крестьянами и всеми угодьями своей жене,
будущей императрице Екатерине Алексеевне (это
место было включено в разряд дворцовых
земель). В то время в Сарской мызе был ветхий
деревянный одноэтажный дом (в районе
северных ворот дворцовой площади) и
служебные постройки.
Екатерина деятельно взялась за устройство
своей загородной резиденции - положила
начало небольшому парку, плодовому саду,
оранжереям, а также зверинцу. Для
проведения работ из подмосковных сел и
усадеб были переселены крестьяне. В 1718 г.
Екатерина поручила архитектору И.
Браунштейну построить двухэтажные
каменные палаты. Выстроенный и отделанный в
голландском стиле дворец имел 16 комнат и
был 30 м в длину и 18 м в ширину.
Дворец был закончен в 1724 г. и уже в августе
здесь состоялось торжество, на котором
присутствовали Петр I и весь двор. К этому
времени укрепилось название «Царское село».
Екатерина завещала резиденцию своей дочери,
цесаревне Елизавете Петровне.
Елизавета, нуждаясь в деньгах, смотрела на
имение, как на источник доходов от
плодового сада, покосов, оброков и пр.
Стесненная в деньгах, она старалась не
тратиться на имение, часто проживала в
маленьком дворце в уединении, занимаясь
охотой. За этот период своей жизни
Елизавета так полюбила Царское Село, что
едва вступив на престол, она поручила
архитектору М. Земцову составить проект
перестройки и увеличения дворца. Работы
продолжал архитектор А.Квасов, заменивший
умершего Земцова. Архитекторы сменялись и
далее - Д. Трезини, С.Чевакинский, далее -В.Растрелли.
Дворец перестраивался во все царствование
Елизаветы. Обратимся к свидетельству
Екатерины II: «Здешний дворец тогда строился,
но это была работа Пенелопы: завтра ломали
то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть
раз разрушен до основания и вновь выстроен
прежде, чем он был доведен до состояния, в
котором находится теперь».
Для елизаветинского времени были
характерны поспешность, стремление к
роскошным постройкам в самые краткие сроки.
Многое, построенное при ней, оказалось
недолговечным и не дошло до наших дней. Так,
в Екатерининском дворце была масса
позолоты - карнизы, пилястры, кариатиды, все,
что теперь выкрашено темно-оливковой
краской, а также деревянные балюстрады и
фигуры на крыше - все было вызолочено. Всего
на постройку дворца пошло более ста
килограмм золота. Рассказывали, что когда
Елизавета со своим двором и
дипломатическим корпусом приехала
осмотреть только что построенный дворец,
все, кроме французского посла, выражали
свое восхищение. Когда императрица
спросила сего последнего о причинах его
молчания, он ответил, что не видит самой
главной вещи - «футляра на сию
драгоценность».
В недолгом времени вся наружная позолота
облупилась. Екатерина II, когда ей
представили смету ремонта, распорядилась
все ветхие деревянные украшения снять, а
лепные позолоченные части закрасить. За
право снять остатки позолоты подрядчики
предлагали 20 тыс. червонцев, но царица гордо
ответила, что своими обносками она не
торгует и распорядилась все закрасить
охрой. Тем не менее, несмотря на переделки и
спешку, в итоге усилиями архитекторов и
мастеров был создан великолепный дворец и
сегодня поражающий видящих его.
Все, что было сказано о стиле Елизаветы,
относится и к другим ее постройкам. Из них
до нашего времени в Царском селе дошли лишь
Эрмитаж и Грот. Но, кроме того, было
построено много павильонов, сооружена
катальная горка, приведены в порядок пруды.
В это время растет и само Царское Село. В нем
живут придворные служители, чиновники, лица
из свиты, военные, а также архитекторы,
художники, мастера, строители.
Очень много сделала для Царского Села
Екатерина II. За время своего 34-летнего
царствования, чем лучше шли
государственные дела, тем больше тратила
императрица на свою любимую резиденцию. При
этом сказывалось ее немецкое воспитание, в
том числе расчетливость. Несмотря на очень
большие расходы, Екатерина лично проверяла
каждую смету. Она пригласила лучших
архитекторов из-за границы - А.Ри-нальди, Ч.Камерон,
Д.Кваренги украсили своими работами дворец
и парк. Архитектор В.Неелов был послан с
сыном заграницу для усовершенствования.
Все, что делала Екатерина II, было исполнено
прочно, широко и тщательно отделано.
Из всех резиденций Екатерина II больше всего
любила Царское Село. За исключением 2-3 лет
она жила в Царском Селе весну, почти все
лето и уезжала, когда наступали холода.
Переезжая в Царское Село, Екатерина делила
свое время между государственными делами и
развлечениями, ежедневно совершая прогулки
по парку.
Многое было сделано в Царском Селе при
Екатерине. Продолжались работы в Большом
дворце: было переделано внутреннее
убранство (Ч.Камерон), построены Церковный и
Зубовский флигеля дворца, а также флигель
для внуков Екатерины - здание будущего
Лицея, - создан комплекс галереи, холодной
бани, Агатовых комнат. Были возведены
Александровский дворец, Концертный зал,
Китайская деревня. В парках были возведены
многочисленные павильоны, поставлен ряд
памятников в честь побед русской армии и
флота: Морейская колонна, Кагульский
обелиск, Чесменская колонна. По другую
сторону пруда возник уездный город София.
Непродолжительное царствование Павла I
было губительным для Царского Села.
Стремясь уничтожить все, созданное его
матерью, Павел велел архитектору В. Бренна,
строителю Михайловского замка в Петербурге,
забирать из Царского Села все, что тот
сочтет нужным для украшения замка,
Павловска и Гатчины. Картины, мебель, бронза,
статуи, античные древности - все вывозилось
из Царского Села. Все неоконченные
постройки остановились. Была разобрана
великолепная мраморная беседка на Розовом
поле, а ее детали пошли в дело. Статуя
Вольтера работы Гудона (сейчас находящаяся
в Эрмитаже) была направлена из Грота на
чердак. Было отдано распоряжение сломать
Китайскую Деревню с тем, чтобы материал
пустить на постройку Михайловского замка, а
также забрать и увезти статуи Геракла и
Флоры от Камероновой галереи (к счастью, это
распоряжение осталось невыполненным).
В царствование Александра I было
восстановлено почти все, что было разрушено
Павлом. В память Отечественной войны 1812 г. в
Екатерининском парке были установлены
ворота «Любезным моим сослуживцам», в
Александровском парке была возведена
искусственная руина «Шапель».
В 1810 г. по решению Александра был создан
Царскосельский Лицей. Он был сформирован
как закрытое высшее учебное заведение для
подготовки из детей дворян высших
государственных чиновников. Для нас
сегодня Лицей связан с именем великого
русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина, который учился в нем в 1811-1817 гг.
Во вторую половину своего царствования
Александр I много времени проводил в
Царском Селе, где он отдыхал от шумной
петербургской придворной жизни и мог
спокойно заниматься делами. «Я в Царском в
один день успеваю сделать больше, чем в
Петербурге за неделю», - говорил он.
При Николае I большое внимание уделялось
постройкам в городе. По проекту архитектора
К.Тона на центральной городской площади был
построен большой собор св. Екатерины,
разрушенный при советской власти. В
Александровском парке был выстроен Арсенал,
в который Николай передал свою коллекцию
оружия. В Екатерининском парке были
выстроены Турецкие бани. Между Царским
селом и Петербургом была проложена первая в
России железная дорога, движение по которой
началось в 1837 г. А в 1840 г. на ней было первое
крушение поезда.
Александр II и Александр III бывали в Царском
Селе лишь наездами. Александр II летнее
время проводил на Собственной даче в
Петергофе, а Александр III - в Гатчине.
Строительство в Царском Селе при них
практически не велось.
Николай II с семьей, начиная с 1905 г.
безвыездно жил в Царском Селе, в
Александровском дворце. В начале века левое
(восточное) крыло дворца было специально
для царской семьи отделано арх. Мельцером.
В 1911-1913 гг. был выстроен Федоровский городок.
В Царском Селе Романовых застала
Февральская революция, здесь началось их
заточение, отсюда они были летом 1917 г.
вывезены в Омск.
После революции дворцы Царского Села были
превращены в музеи, в лучших домах и дачах
города разместились детские
оздоровительные и учебно-воспитательные
учреждения, почему город был переименован в
Детское Село. В 1937 г., когда страна отмечала
100-летие со дня смерти А.С.Пушкина, город
получил его имя.
В августе-сентябре 1941 г. на подступах к
городу шли ожесточенные бои. Сотрудники
музеев срочно укрывали художественные
сокровища дворцов-музеев, часть которых
была вывезена в глубь страны, часть
закопана в землю.
17 сентября 1941 г. город был захвачен
гитлеровскими войсками. Оккупанты
разграбили и разрушили многие здания
дворцово-паркового комплекса, вырубили
деревья в парках, вывезли в Германию панно
Янтарной комнаты Екатерининского дворца,
причинили значительный ущерб городу. Линия
фронта в течение более чем двух лет
проходила в непосредственной близости
Пушкина, что было связано с тяжелыми
разрушениями.
Сразу после освобождения Пушкина от
оккупации, в январе 1944 г. начались
восстановительные и реставрационные
работы. В снегу заботливо собирались
обломки украшений дворцов, остатки мебели и
пр., чтобы по этим остаткам потом
восстановить целое. Производилось
разминирование парков, засыпались траншеи,
убирались укрепления. Началась
титаническая работа по восстановлению
разрушенного.
До сих пор не найдена знаменитая Янтарная
комната, подаренная Петру I королем
прусским Фридрихом-Вильгельмом I.
Первоначально она была размещена в
тогдашнем Зимнем дворце, но при постройке
Большого Екатерининского дворца была
смонтирована там. Во время оккупации
Пушкина янтарные панели комнаты были
демонтированы и увезены в Германию, где они
бесследно исчезли. Не
один раз проходил слух, что найдены какие-то
следы комнаты, но они не подтверждались. Не
так давно одно из панно было обнаружено в
Бремене, что позволяет не терять надежду.
Вместе с тем двадцать лет назад мастерами-реставраторами
было начато воссоздание Янтарной комнаты.
Мастера-реставраторы стремятся завершить
все работы к 2003 г. - 300-летию со дня
основания Петербурга.
Основными парками города Пушкина
являются Екатерининский и Александровский.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
Екатерининский парк состоит из двух
частей: регулярного Старого сада и
пейзажного Английского сада.
Старый сад был распланирован на трех
уступах перед дворцом в 1720-х годах садовыми
мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом; в это же
время на третьем уступе появились
Зеркальные пруды. На стекавшей с холма
речке Вангазе были устроены еще два пруда:
Верхний (Большой) и Мельничный, который
позже вошел в систему Каскадных, или Нижних
прудов.
В середине XVIII века сад был расширен,
перепланирован и украшен скульптурой. По
проекту Ф. -Б. Растрелли на территории сада
были построены павильоны «Эрмитаж» и «Грот»,
а за его пределами — Катальная гора.
Большой пруд с расположенным на острове
Люстгаузом приобрел форму шестиугольника и
был обведен аллеями.
В 70-х годах XVIII века архитекторами В. и И.
Нееловыми были построены комплекс «Адмиралтейство»,
Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. Вдоль
границы сада до самых Нижних прудов
протянулся Продольный (Каскадный) канал с
двенадцатью плотинками-каскадами.
В 1770-е годы на территории к югу от дворца и
вокруг Большого пруда был создан пейзажный
Английский сад, строительство которого
было начато под руководством архитектора В.
Неелова и завершено садовым мастером И.
Бушем. Включенный в пейзажный сад Большой
пруд был перепланирован и превращен в озеро,
прямоугольные очертания Нижних прудов были
смягчены. Водные поверхности, занимающие
пятую часть территории Екатерининского
парка, стали играть важную роль в создании
его образа. Склон местности к северо-востоку
дал возможность связать все водоемы в
единую самотечную систему и устроить на ней
небольшие, но бурные водопады.
Екатерина II спешила явить Европе свой сад,
не только разбитый в новейшем вкусе, но и
наполненный памятниками,
свидетельствующими о величии ее
царствования. Победоносным для России
русско-турецким войнам были посвящены
Башня-руина, Чесменская, Морейская,
Крымская колонны, Кагульский обелиск,
Турецкий киоск и Турецкий каскад,
сооруженные в 1770-1780-х годах.
Вкус императрицы — просветительницы и
законодательницы - декларировали Агатовые
комнаты и Камеронова галерея, Концертный
зал и другие постройки. Сооружение литых
чугунных Готических ворот и целой серии
металлических мостиков демонстрировало
высокий уровень развития русской
промышленности. Китайская и другие беседки, многочисленные парковые
павильоны напоминали о том, что сад
создавался для удовольствий и отдыха.
В начале XIX века к памятникам русской
славы добавились ворота «Любезным моим
сослуживцам», посвященные победе над
Наполеоном, а в середине века ансамбль был
завершен постройкой Турецкой бани. Во второй половине XIX столетия, на лугу
перед южным фасадом дворца был устроен
Собственный садик с большим мраморным
фонтаном и Перголой.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК
Александровский (или Новый) парк делится на
район с регулярной планировкой - Новый сад
- и пейзажный парк.
Новый сад был
разбит в 1745 году. В него лучше всего пройти
по Большому Китайскому мосту, от которого
идет широкая тройная липовая аллея —
главная ось Нового сада. Эта аллея
пересекается широкой просекой, образуя
крест, который является основой планировки
Нового сада, делящий его на четыре равных
партера со стороной каждого квадрата 200
метров.
В квадрате слева от Китайского моста
расположена куртина Грибок. В квадрате
справа от моста первоначальная планировка
почти не сохранилась: здесь во второй
половине XVIII века были созданы живописные
пруды с полуостровками. Центром третьего
квадрата является насыпная гора Парнас, а
композиционным центром четвертого - здание
Китайского театра, или Оперного дома.
С четырех сторон сад окружает Крестовый
канал, прорытый в 1748 - 1749 годах.
Автором проекта Нового сада был Н. Жирар,
однако строительство велось уже без его
участия; руководили работами садовые
мастера К. Шрейдер и М. Кондаков. К концу 1750-х
годов многое из задуманного в Новом саду
оставалось еще не начатым, а с утратой
интереса к регулярным садам исчезло
стремление осуществить первоначальный
замысел во всем объеме.
Со временем планировка Нового сада
несколько изменилась. Сейчас на месте
стройных рядов подстриженных лип и широких
перспектив партеров шумят свободно
разросшиеся деревья. Время постепенно
стирает границы и различия между
регулярным и пейзажным районами
Александровского парка.
В 1792 году рядом с Новым садом началось
строительство Александровского дворца,
которое было поручено архитектору Дж.
Кваренги.
С постройкой этого сооружения начинаются
новые работы по устройству парка по образцу
английских пейзажных парков, вошедших в
моду в последней трети XVIII века. Создание
пейзажной части Александровского парка -
последний значительный этап
паркостроительных работ в царскосельских
садах.
Еще при Екатерине I расположенный за
дворцом участок естественного леса
огородили и устроили в нем Зверинец, в
котором содержались дикие звери для
царской охоты.
В середине XVIII века Зверинец был обнесен
каменной стеной с бастионами на углах, в
двух из которых были построены
увеселительные павильоны-люстгаузы. В
центре Зверинца С. Чевакинский возвел
охотничий павильон «Монбижу»,
переделанный и украшенный по проекту Ф.-Б.
Растрелли. Между дворцом и Зверинцем был
распланирован регулярный Новый сад,
пересеченный крестообразно расположенными
аллеями. Окружающий его канал получил
название Крестового.
В 1780-х годах к югу от Нового сада началось
строительство Китайской деревни, а в 1790-х
годах к северу от него - создание сада при
строящемся новом Александровском дворце.
Сад в пейзажном стиле, с тремя прудами и
насыпными холмами создавался И. Бушем (сыном).
В 1810-х годах работы по этому саду были
продолжены П. Нееловым и Д. Меннэрсом, а с 1817 года
перешли к архитектору А. Менеласу, которому
было поручено создание нового обширного
парка на месте старого Зверинца.
В 1819 - 1826 годах были снесены каменные стены,
на юго-западе и северо-востоке были
добавлены новые территории, на которых
возникли пруды и были насажены деревья.
Естественный лес на территории Зверинца
был превращен в парк. Помощником А. Менеласа
был садовый мастер Ф. Лямин. Созданная И.
Бушем дорожная сеть была расширена и
развита. Менелас в короткое время построил
в новом парке целый комплекс неоготических
зданий: Арсенал, Белую башню, Шапель,
Павильон Лам, Пенсионерскую конюшню и
другие сооружения.
В середине XIX века к императорским паркам
был присоединен Баболовский парк, который
стал называться Новым парком. В начале XX столетия северо-восточная
территория Александровского парка,
протянувшаяся от Александровского дворца
до Египетских ворот, была застроена. Здесь
возник Федоровский городок, и были
построены многие другие здания.
[От себя: г. Пушкин с его
дворцово-парковым ансамблем "Царское
Село" в целом находятся в приличном
состоянии. Особенно приятно, что рядом с
платным Екатерининским парком (куда народ
валом валит) есть и бесплатный
Александровский (которому, надо полагать,
кое-что перепадает). В Екатерининский
дворец летом - не пробиться]
Доехать до г. Пушкина из г. Петербурга
можно с Витебского вокзала до станции
Детское село. Вход в Екатерининский парк -
платный.
Добро пожаловать!
|