Агатовые комнаты и холодные бани

  В комплексе сооружений, построенных Ч. Камероном, Холодным баням принадлежит центральное место. Исторически сложившееся название «Холодные бани» было призвано заменить слово «термы».
Перед главным фасадом Холодных бань находится терраса на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Она служит основанием для Висячего сада и связующим звеном между сооружениями архитектурного ансамбля Ч. Камерона и Екатерининским дворцом. Модель Холодных бань была закончена в 1780 году и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного прямоугольного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для купального зала, ванны, русской бани с паром. Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название «Агатовые комнаты».
Архитектурное оформление фасадов Холодных бань, как и всего комплекса Ч. Камерона, построено на контрасте в отделке этажей. Нижний, цокольный этаж, отделен от второго профилированной карнизной тягой и облицован массивными блоками пудостского камня, грубо обработанного, пористого, как будто изъеденного ветрами и дождями. Это создавало иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легкий, светлый; по указанию архитектора его стены были окрашены нежным желтым тоном, на фоне которого выделялись ниши, окрашенные в цвет терракоты. По верху стен были размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со стоящими в них скульптурами.
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, за которым располагаются так называемые Агатовые комнаты. От остальных фасадов он отличается обилием таких же, как на Камероновой галерее колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.
Разрабатывая проект павильона Холодных бань, Ч. Камерон исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам Палладио. В число помещений этих терм входили: аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большая комната для упражнений; горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодных банях в Царском Селе прослеживается попытка воспроизвести схему планировки римских терм, что подтверждается документами. В них упоминается в числе комнат нижнего этажа помещение с оловянным бассейном в центре, «жаркая баня» и «отдыхательная комната».
В оформлении интерьеров Холодных бань Ч. Камерон применил цветной камень, а также живопись и лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников — крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы — Ж. -Д. Рашет и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф. Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.
Несмотря на повреждения военных лет, отделка интерьеров первого и второго этажей павильона хорошо сохранилась.
Висячий сад архитектурного ансамбля Ч. Камерона соединяет террасу Камероновой галереи с Агатовыми комнатами, в которых императрица Екатерина II в ранние утренние часы занималась просмотром государственных документов, отвечала на письма.
Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.
Три дубовых двери вводят в помещения Агатовых комнат. Дверь налево - в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо - в Библиотеку и на лестницу в первый этаж. Основной объем павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.
На отделке парадных помещений Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат Декорированы мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства.
Уже в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 172 5 году в пригороде Санкт-Петербурга - Петергофе - открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезному искусству.
В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов: давняя мечта об убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.
Весной 1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины Н подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань. Архитектор выполнил волю императрицы и подготовил рисунки к проекту убранства яшмой двух кабинетов.
В соответствии с замыслом Ч. Камерона, стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров, покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась вручную русскими мастерами. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры, созданные по проекту Ч. Камерона, получили название Агатовых комнат.
В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Во всех помещениях были уничтожены бронзовые орнаменты; бесследно исчезли мраморная скульптура, б яшмовых ваз, 9 бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала. Несмотря на это, отделка Агатовых комнат, в основном, сохранилась с XVIII века.
Hosted by uCoz