Эрмитаж
В регулярных парках XVIII века подобные
павильоны (ermitаgе (фр.) - хижина отшельника)
получили широкое распространение. Они
предназначались для отдыха и обедов
владельца усадьбы или дворцовой резиденции
в кругу немногих избранных: оборудование
павильона механизмами, приводившими в
движение подъемные столы, позволяло
хозяину и его гостям обходиться без
прислуги.
Разработка плана павильона «Эрмитаж» в
Царском Селе принадлежала М. Земцову.
Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к
осени того же года была закончена. Летом 1749
года павильон был отстроен, но в этом же
году его фасады были переделаны в
соответствии с разработанным проектом Ф. -Б.
Растрелли. В соответствии с замыслом
архитектора в 1751 году лепных дел мастера Дж.-Б.
Джани и Г. Ф. Партир установили 68 больших и
малых капителей на колоннах и 28 — на
пилястрах фасада.
В наружном убранстве Эрмитажа Ф.-Б.
Растрелли применил круглую скульптуру: 8
статуй стояли на постаментах балюстрады у
основания восьмигранного купола, 4
завершали кровли кабинетов. Центральный
купол Эрмитажа венчала группа «Похищение
Прозерпины». Кроме этого павильон украшали
1б статуй, расставленных между группами
колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на
постаментах, декорированных рокайлями и
судя по изображению на чертежах и гравюрах,
ни одна из них не повторяла другую. Статуи
Славы, полулежащие на больших фронтонах,
поддерживали великолепный картуш с
вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К
сожалению, все статуи были утрачены.
От скульптурного оформления фасадов
сохранились редчайшие образцы русской
декоративной пластики середины XVIII века —
гипсовые барельефы на постаментах колонн.
Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры
амуров», как нельзя лучше отвечала
праздничной атмосфере, царившей в
павильоне. Кроме барельефов, фасад украшают
и фигуры атлантов, поддерживающих балконы,
а также картуши, львиные маски, кронштейны и
другие декоративные детали.
В 1753 году лепные украшения были вызолочены,
а фасады полихромно окрашены: на сине-зеленом
фоне выделялись белые колонны и наличники,
вызолоченные лепные детали и скульптура.
Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году
была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее
статуи и гирлянды вызолочены. Декоративное
оформление фасадов Эрмитажа закончилось
одновременно с его внутренней отделкой,
начатой в 1748 году.
Павильон Эрмитаж, стоявший в центре
площадки, вымощенной черными и белыми
мраморными плитами, был окружен каналом,
имевшим в плане сложные фигурные очертания;
канал был обнесен балюстрадой, также
украшенной статуями и вазами.
В отличие от Екатерининского дворца
Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII
века, поэтому его планировка и внутренняя
отделка дошли до нашего времени почти без
изменений.
Центральный прямоугольный зал Эрмитажа
связан расходящимися от него по диагоналям
галереями с четырьмя квадратными
кабинетами. Композиция плана павильона
обусловила особенности его внешнего облика:
вблизи фасады предстают перед зрителем в
очень сложных ракурсах. Динамика
композиции сооружения усилена ритмом
декорирующих фасады коринфских колонн.
Преобладание вертикальных членений над
горизонтальными отчетливо передал в своем
изображении Эрмитажа М. Махаев. Исполненная
по его рисунку гравюра — драгоценный
исторический документ, сохранивший для нас
облик Эрмитажа в его праздничном, барочном
наряде.
Интересна внутренняя отделка главного зала
Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли. Зал был
полон света благодаря широким окнам,
служившим одновременно дверями
для выхода на балконы. В простенках между
ними размещались зеркала в вызолоченных
резных рамах, переходящих в обрамления
живописных десюде-портов. В зале находились
обеденные столы, оборудованные подъемными
механизмами.
Назначение интерьера подсказало сюжет
живописного плафона, написанного Дж. Валериани
и изображавшего «Юнону и Юпитера,
приглашающих небожителей к накрытому и
уставленному роскошной посудой столу».
Сюжеты для живописных панно над зеркалами
среднего зала Дж. Валериани заимствовал из
«Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон,
преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну
звездной короной», «Похищение Европы».
В галереях, соединяющих средний зал с
кабинетами, плафоны написал А. Перезинотти.
По содержанию они перекликались с
барельефами на фасадах и изображениями
амуров с атрибутами, символизирующими
времена года.