Эрмитаж

В регулярных парках XVIII века подобные павильоны (ermitаgе (фр.) - хижина отшельника) получили широкое распространение. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы или дворцовой резиденции в кругу немногих избранных: оборудование павильона механизмами, приводившими в движение подъемные столы, позволяло хозяину и его гостям обходиться без прислуги.
Разработка плана павильона «Эрмитаж» в Царском Селе принадлежала М. Земцову. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена. Летом 1749 года павильон был отстроен, но в этом же году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф. -Б. Растрелли. В соответствии с замыслом архитектора в 1751 году лепных дел мастера Дж.-Б. Джани и Г. Ф. Партир установили 68 больших и малых капителей на колоннах и 28 — на пилястрах фасада.
В наружном убранстве Эрмитажа Ф.-Б. Растрелли применил круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 завершали кровли кабинетов. Центральный купол Эрмитажа венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме этого павильон украшали 1б статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы, полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены.
От скульптурного оформления фасадов сохранились редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала праздничной атмосфере, царившей в павильоне. Кроме барельефов, фасад украшают и фигуры атлантов, поддерживающих балконы, а также картуши, львиные маски, кронштейны и другие декоративные детали.
В 1753 году лепные украшения были вызолочены, а фасады полихромно окрашены: на сине-зеленом фоне выделялись белые колонны и наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды вызолочены. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа закончилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.
Павильон Эрмитаж, стоявший в центре площадки, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, был окружен каналом, имевшим в плане сложные фигурные очертания; канал был обнесен балюстрадой, также украшенной статуями и вазами.
В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его планировка и внутренняя отделка дошли до нашего времени почти без изменений.
Центральный прямоугольный зал Эрмитажа связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными кабинетами. Композиция плана павильона обусловила особенности его внешнего облика: вблизи фасады предстают перед зрителем в очень сложных ракурсах. Динамика композиции сооружения усилена ритмом декорирующих фасады коринфских колонн. Преобладание вертикальных членений над горизонтальными отчетливо передал в своем изображении Эрмитажа М. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — драгоценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном, барочном наряде.
Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.-Б. Растрелли. Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы. В простенках между ними размещались зеркала в вызолоченных резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюде-портов. В зале находились обеденные столы, оборудованные подъемными механизмами.
Назначение интерьера подсказало сюжет живописного плафона, написанного Дж. Валериани и изображавшего «Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Дж. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной», «Похищение Европы».
В галереях, соединяющих средний зал с кабинетами, плафоны написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах и изображениями амуров с атрибутами, символизирующими времена года.
Hosted by uCoz