Камеронова галерея
К южному корпусу Екатерининского дворца,
на первом этаже которого в 1790-х годах
поселился последний фаворит императрицы
Екатерины II Платон Зубов, и корпус получил
название Зубовского, примыкает ансамбль,
созданный в 1780 - 1794 годах архитектором Ч.
Камероном. Вместе эти здания должны были
обозначить границу регулярной и пейзажной
частей Екатерининского парка.
В архитектурный ансамбль Ч. Камерона
входит ряд построек различного назначения,
объединенных общим художественным
решением: Камеронова галерея,
Холодные бани
с Агатовыми комнатами, Висячим и
Цветным
садиками и Пандус.
Еще в начале 1770-х годов у императрицы
Екатерины II возник замысел выстроить
архитектурное сооружение в греко-римском
стиле в регулярной части Екатерининского
парка. Она писала скульптору Э. Фальконе о
своем увлечении античностью: «Я желала бы
иметь проект античного дома,
распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую
рапсодию в моем Царскосельском саду».
Многих знаменитых мастеров привлекала
возможность создать такое произведение в
летней парадной резиденции российской
императрицы. Француз Ш. де Вайи предложил
возвести здание, посвященное наукам и
искусствам и их покровительнице — Минерве.
Величайший знаток античности, Ш. Клериссо
предложил построить «античный дом»,
основанный на композиции терм Диоклетиана,
который по своим размерам превосходил
Большой (Екатерининский) дворец, и уже
поэтому не был принят императрицей. Однако
именно Клериссо принадлежала мысль, что
термы, как типичное сооружение Древнего
Рима, можно воссоздать в Царском Селе для
того, чтобы устроить «игру», похожую на
античную жизнь.
Екатерина II не захотела пойти на
непомерные финансовые условия
французского художника, однако и не
отказалась от своих замыслов. Ее желание
выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское
Село из Шотландии, о котором императрица
писала М. Гримму: «Теперь я завладела
мастером Камероном, шотландцем по рождению,...
великим рисовальщиком, который напитан
изучением древних и известен своей книгой «О
древних банях». Мы с ним мастерим здесь в
Царском Селе сад с террасами, с банями внизу
и галереей наверху. Это будет прелесть». Так
модное желание заказчицы «иметь...
античный дом», совпавшее с научным
изысканием архитектора, привело к созданию
удивительного сооружения, которое можно
назвать «термами Ч. Камерона».