Чесменская колонна — памятник в честь
морских побед русского оружия во время
Русско-турецкой войны 1768- 1774 годов.
24 июня 1770 года под предводительством
графа А. Орлова и адмирала Г. Спиридова 10
российских военных кораблей и 7 фрегатов
разбили и обратили в бегство турецкого
капитана-пашу Жефир-Бея, у которого было 1б
линейных кораблей и более 100 фрегатов, галер,
бригантин и мелких судов. Сражение это
произошло в Хиосском проливе и явилось
преддверием Чесменского боя 26 июня, в
результате которого под командованием
контр-адмирала С. Грейга был сожжен весь
турецкий флот.
В ноябре 1770 года русский отряд,
находившийся в Средиземном море, занял с
помощью флота остров Митилены. Неприятель
был обращен в бегство, остатки морских сил
Турции были уничтожены. В честь этих
грандиозных сражений императрица
Екатерина II решила воздвигнуть монумент.
Таким образом, Чесменская колонна стала
памятником трех побед: Хиосской, Чесменской
и Митиленской.
Чесменская колонна сооружалась по
проекту, разработанному в 1771 году А.
Ринальди, и была установлена в 1774 - 1778 годах
на Большом пруду Екатерининского парка.
Мраморная дорическая колонна, украшенная
рострами и увенчанная орлом, попирающим
полумесяц, находится на пьедестале, на трех
сторонах которого размещены бронзовые
барельефы, изображающие вышеописанные
морские баталии. С южной стороны пьедестала
прикреплена мраморная доска, на которой
изложена история этих сражений. Памятник
стоит на гранитном стилобате в виде
усеченной пирамиды, поднимающейся прямо из
воды. По центру ее восточной стороны
расположена полуциркульная арка, забранная
решеткой, за которой в теле стилобата
находится каменная лестница, ведущая к
пьедесталу колонны.
Колонна вытесана из трех кусков бело-розового,
пьедестал — из серого, а база — из красного
олонецкого мрамора.
Во время Великой Отечественной войны, в
годы немецкой оккупации города Пушкина,
Чесменская колонна сильно пострадала:
бронзовые барельефы, выполненные по
моделям скульптора И. Шварца, были утрачены.
В 1994 - 1996 годах по проекту архитектора А.
Кедринского под руководством скульптора В.
Козенюка барельефы воссоздали и в июне 1996
года к 300-летию Военно-Морского Флота России
установили на свои исторические места.