Концертный зал в Екатерининском парке был
построен по проекту архитектора Дж.
Кваренги в 80-х годах ХVШ века. Сам автор
назвал его «залом для музыки с двумя
кабинетами и открытым храмом, посвященным
богине Церере». До 1788 года павильон
называли Храмом Дружбы, а затем —
Музыкальным, или Концертным залом,
предназначавшимся для камерных концертов.
Здание отличается строгостью и
лаконизмом архитектурных форм. Фасад
павильона, обращенный к пруду, оформлен четырехколонным
портиком, а с противоположной стороны
украшен ротондой, перекрытой куполом. На
стенах ротонды установлены пять барельефов
мифологического содержания, выполненные
скульптором М. Козловским. Сюжетом для
центрального барельефа в портике М.
Козловский избрал античный миф об Орфее, на
других барельефах изображены
аллегорические женские фигуры с атрибутами
искусств и музыкальными инструментами.
Интерьеры павильона решены в приемах
строгого классицизма. Стены центрального
зала облицованы мрамором и украшены
пилястрами коринфского ордера, скульптурными медальонами и
живописными панно. Большую ценность
представляет мозаичный пол конца II - начала
III века н.э., привезенный в Царское Село из
Рима в 1784 году.
Мозаика изображает известный миф о
похищении Европы Зевсом, превратившимся в
быка. Черная фигура быка и полуобнаженной
женщины с развевающимся над головой
покрывалом выделяются на белом фоне
мозаики, в углах которой изображены морские
чудовища с рыбьими хвостами. Центральная
композиция обрамлена фризом с изображением
цветов лотоса.
В отделке восточного и западного
кабинетов также использование античные
мотивы: один из кабинетов украшают четыре
барельефа работы скульптора К. Альбани —
аллегории архитектуры, живописи,
скульптуры и науки, другой кабинет —
живописные панно со сценами
жертвоприношения.