Малый каприз

Рядом с Китайской деревней, на территории Нового сада проходит Подкапризовая дорога — западная граница между Екатерининским и Александровским парками. Дорога получила свое название благодаря двум сооружениям — Малому и Большому капризам.
Сооружения представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами, через которые проходит дорога. Земляные арки-переходы, согласно преданию, получили свое название - Большой и Малый капризы — потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз». Есть и другое объяснение. У Большого каприза в те времена была гауптвахта со шлагбаумом. Здесь находился въезд к Екатерининскому дворцу; отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в своей летней парадной резиденции. У гауптвахты императрица, будто-бы, приказывала кучеру в каком направлении ехать и сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Екатерина II никогда заранее не объявляла о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.
Идея Большого и Малого капризов принадлежала В. Неелову, который, вместе с инженером и архитектором И. Герардом, возвел их в 1770 - 1774 годах. Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, т. к. раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, после которого открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден Малый каприз. После этого непривычного мира «капризов», где все было не так, как в обыденной жизни, можно было приблизиться к Екатерининскому дворцу.
Hosted by uCoz