Пандус
В начале 1792 года императрица Екатерина II
пожелала иметь дополнительный спуск в
Екатерининский парк непосредственно из
Висячего сада.
Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон
предложил не повторять уже имевшуюся в
конце Камероновой галереи лестницу, а
построить пологий спуск. Предложение было
одобрено. Спуск впоследствии назвали
Пандусом (с фр. — спокойный, легкий спуск).
Пандус построен в виде постепенно
понижающихся семи арок-сводов и трех
безарочных пилонов. В замковых камнях арок
с обеих сторон высечены маски античных
богов - Юпитера, Юноны, Марса, Минервы,
Меркурия, и других мифологических
персонажей.
Над колоннами, разграничивающими уступы
по обеим стoронам спуска, были установлены
бронзовые статуи муз - Евтерпы, Каллиопы,
Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры,
Урании и Эрато, а также Венеры-Каллипиги,
Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры.
Богатое скульптурное оформление послужило
поводом назвать Пандус в XVIII веке «Лестницей
богов». Бронзовые статуи находились здесь
недолго; по указу императора Павла I в 1798 году их перевезли в Павловск. Вместо
них в 1826 году поставили чугунные треножники
с чашей для цветов, отлитые на
Петербургском казенном заводе по рисунку
архитектора В. Стасова.
В самом конце Пандуса находились две
колоссальные бронзовые вазы, отлитые по
образцам античных. Вазы оставались на своих
местах до 1941 года; во время оккупации города
немецкими захватчиками они бесследно
исчезли.
Сооружение Пандуса началось осенью 1792 и
завершилось в апреле 1794 года. Строительство
велось под руководством архитектора И.
Неелова, состоявшего постоянным помощником
Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Ч. Камерона
на Пандусе были установлены железные
ворота с решетками, изготовленные на
Сестрорецких заводах; эти ворота
простояли до середины XIX века.
В 1811 году Пандус был передвинут. Это было
связано с тем, что в 1810 году неподалеку от
Висячего сада и Пандуса была построена
Гранитная терраса, рядом с которой
пролегала широкая прямая аллея,
пересекающая весь парк от Екатерининского
дворца до Орловских ворот. Ныне эта аллея
называется Рамповой. Чтобы совместить
направление Пандуса с Рамповой аллеей, было
решено его передвинуть; для этого узел соединения
Пандуса с Висячим садом переместили со
средней на вторую арку от Екатерининского
дворца. В таком виде Пандус сохранился до
наших дней.
В 1860-х годах император Александр II избрал
Зубовский флигель Екатерининского дворца
для летней штаб-квартиры. В связи с этим
значительную часть прилегающего к флигелю
парка отвели под Собственный садик и
оградили металлической решеткой. Новая
ограда непосредственно примыкала к
окончанию Пандуса, где решили поставить
вторые ворота. Чтобы избежать различия
между новыми и старыми воротами, в 1865 году
камероновские ворота заменили новыми,
исполненными по проекту архитектора А.
Видова. Эти ворота сохранились до наших
дней.