Висячий сад
В 1787 году Висячий сад имел значительно
меньшую площадь и иную форму, чем та,
которую мы видим сейчас; расширили сад
пятью годами позже.
Первоначально сад располагался только
перед зданием Холодных бань. Южным углом он
примыкал к северному углу Камероновой
галереи, а западным — к торцевой части Зубовского флигеля
Екатерининского дворца. В этом месте во всю
ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой
дорожки с цветным бордюром, служившей
сообщением между Екатерининским дворцом,
Холодными банями и Камероновой галереей.
Южный угол торцевой части Зубовского
флигеля Екатерининского дворца,
соединенный непосредственно с Висячим
садом, представляет полуоткрытую площадку,
называемую Зеркальной: архитектурное
оформление ее как в зеркальном отражении
повторяет Камеронову галерею — каннелированные колонны ионического
ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная
площадка соединялась непосредственно с покоями
Екатерины II: дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет —
одну из личных комнат императрицы.
Терраса в самом начале была задумана как
основание для небольшого Висячего сада,
расположенного на уровне второго этажа,
поэтому на своды была уложена
гидроизоляция из листового свинца и
насыпан толстый слой земли, позволявший
производить посадку садовых растений.
Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы;
вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы,
нарциссы.
Боковые стороны Висячего сада окружала
балюстрада из эзельского доломита — камня,
добывавшегося на острове Эзель. Работа
производилась под руководством
иностранного мастера Эстерейха. Эти
каменные балюстрады до нашего времени не
сохранились: еще в начале XIX века они сильно
обветшали и их заменили деревянными,
окрашенными белой краской.
При проектировании и строительстве
Пандуса в 1792 году появилась необходимость
расширить площадь Висячего сада. Для этого
потребовалось поставить дополнительные
шесть столбов и выложить своды между
флигелем Екатерининского дворца и
Камероновой галереей, где сада не было. В
результате этих работ Висячий сад
выдвинулся на линию фасадов дворцового
флигеля и галереи и приобрел ту форму,
которая существует и поныне.