Верхняя ванна
Павильон «Верхняя ванна», или, как его
называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств»,
расположен на берегу Зеркального пруда.
Постройка каменной мыльни осуществлялась
архитектором И. Нееловым в 1777 - 1779 годах.
До середины XIX века здание сохраняло свое
первоначальное назначение и состояло из
шести помещений: сеней, раздевальни, ванны,
бани (парильни), помещения истопника (водогрейной)
и центрального восьмигранного зала,
предназначенного для отдыха. Потолок и
стены центрального зала были расписаны
живописцем-декоратором А. Бельским по
гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича
и архитектора В. Бренны, исполненных ими с
росписей Золотого дома Нерона.
Верхняя ванна выполнена в стиле раннего
классицизма. Несмотря на то, что ее фасады
почти полностью лишены декоративного
убранства, здание производило впечатление
благодаря найденным пропорциям основного
объема сооружения и обращенного в сторону
пруда трехгранного ризалита. Стены
ризалита в нижней части прорезаны
полуциркульными окнами и широким дверным
проемом, в верхней —
круглыми окнами. Здание увенчано парапетом
с балюстрадой.
Особенно хорош вид на Верхнюю ванну,
открывающийся с центральной аллеи Старого
сада. Фасад павильона замыкает перспективу
пруда и четко рисуется на фоне зелени
деревьев. В зеркальной поверхности пруда
отражаются стены здания, окрашенные в
светло-желтый цвет.
Верхняя ванна, разрушенная в годы Великой
Отечественной войны, реставрирована в 1952 -
1953 годах. Живопись выполнена по эскизам и
под руководством художника-реставратора А.
Трескина. Как и прежде, плафон и два
десюдепорта центрального зала посвящены
античному мифу о Фаэтоне, сыне бога Солнца.
В полихромной росписи стен использованы
мотивы гирлянд, букетов цветов и фруктов,
придающих интерьеру праздничность и
нарядность.