Оригинальным решением темы регулярного
приморского сада является Стрельнинский
(Константиновский) парк. Его создание связано с
именем Петра I и восходит к началу XVIII столетия.
Одно время резиденция в Стрельне была соперницей
Петергофа. Тем более что Стрельнинский дворец
был задуман и построен с большим размахом, чем
первоначальные Верхние палаты Петергофа.
Развивая идею Петра, по указанию которого был
создан первый - деревянный дворец, создали дворец
и прибрежный сад перед ним, который получил
название Стрельнинского, а в XIX веке по имени
нового владельца вел. кн. Константина
Николаевича — Константиновского. Если
деревянный дворец Петра I — маленький
архитектурный знак, то Стрельнинский дворец в
панораме южного берега Финского залива читается
как монументальный символ. Бельведер, венчающий
здание, прорезанный арочными проемами, тройная
аркада центрального объема дворца, окна
бельэтажа, из которых открывается панорама парка
и моря, делают неразделимыми архитектонику
дворцового строения и ландшафта, продолженного и
раздвинутого морем. Современный Стрельнинский
парк площадью 132 гектара включает среднюю часть
парка, или центральный район, и боковые,
соответственно восточный и западный районы. Его
границами служат на севере Финский залив, на
западе Петровский канал, на востоке река Жуковка
и на юге Верхний сад, непосредственно выходящий к
Петергофскому шоссе.
Центральный район (площадью 45 гектаров) и есть
собственно парк первой четверти XVIII века. Его
определяющая черта — каналы. Средний канал расположен по оси
дворца. Он как бы направляет к морю перспективу,
начатую тройной аркадой дворца. Два других
параллельных ему канала, названные по своим
географическим ориентирам Восточным и Западным,
геометрически четко ограничивают прямоугольную
территорию. Продольные каналы связаны друг с
другом двумя поперечными. Первый поперечный
канал, соседствующий с прибрежной полосой, при
пересечении с центральным трансформируется в
Кольцевой канал. Он, подобно оправе, обрамляет
круглый по начертанию остров,
названный Петровским. Второй поперечный канал
также связывает три продольных и, одновременно с
этим, служит границей, разделяющей парк на четыре
части. В эту водяную раму вписаны четыре боскета.
Их планировка построена на различных
пересечениях радиальных и лучевых аллей, с
выявлением в местах пересечения или скрещивания
площадок различной конфигурации и размера. Два
боскета, примыкающие к Петровскому острову,
также превращены каналами в симметричные
острова. Это сочетание трех геометрически
выявленных островов — один из самых
оригинальных мотивов приморских регулярных
садов. Примечательно, что трактовка сада как
острова, своего рода земного рая, отделенного от
остального мира, впервые была использована в
композиции Летнего сада. Через каналы
переброшены мосты, которые связаны системой
периметральных аллей. Читаемые в плане звезды,
треугольники и другие геометрические формы
напоминают о регулярном характере
планировки и стилистической принадлежности
Стрельнинского парка. Каналы парка проточны. Они
подключены к водоемам, устроенным еще в
петровское время, и имеют выход в залив через
устье Западного канала. Каналы Стрельнинского
парка — это одновременно и водные аллеи, которые
предназначались для прогулок на небольших судах.
Существовал даже проект протяженного
соединительного канала между Стрельной и
Петергофом. Каналы, являясь определяющим
элементом планировочной структуры, дают сильный
декоративный эффект: строго организованные и
направленные водные перспективы, уходящие в
пространство залива, зрительно сливают парк с
морем. Несмотря на отсутствие фонтанов, стихия
воды господствует в Стрельнинском парке. Если
Версаль задуман и выполнен как обиталище короля
земли, то Стрельна — дворец Морского царя. В этом
явственно созвучие с мыслями о Петергофе. И это
не случайно, так как Стрельна и Петергоф — две
части грандиозной дворцово-парковой
архитектурной оратории, которая, в силу
исторических превратностей, не была воплощена
полностью, а то, что было сделано, дошло со
многими утратами. Но несмотря на это, в
Стрельнинском парке сохранилось величие
замысла, подобно тому, как части античных
колоннад рождают в нас ощущение совершенства
искусства.
Грандиозность была заложена во всех проектах,
выполненных для Стрельны Б.-К. Растрелли, Ж.-Б.
Леблоном, С. Чиприани, Н. Микетти. Если в Петергофе
Петр I решил создать один морской канал, то для
Стрельны им была задумана система каналов. Этот
замысел Петр I разъяснил Б.-К. Растрелли, и тот,
прибыв в Петербург в 1716 году вместе с
шестнадцатилетним сыном, будущим замечательным
архитектором Б.-Ф. Растрелли, первым делом
принялся за создание модели Стрельнинского
дворца и сада. Изготовление масштабной проектной
модели велось одновременно с прокладкой трех
каналов, направленных от дворца к морю. Это
говорит о том, что первое архитектурное решение
системы каналов было дано Б.-К. Растрелли. Уже в
сентябре того же года Растрелли уступил место
главного архитектора Ж.-Б. Леблону.
Фиксационный чертеж Леблона показывает, что по
проекту Растрелли успели прорыть центральный и
восточный каналы, а западный только начали.
Леблон, раскритиковав проект Растрелли, систему
каналов не отменил, зная, что это идея Петра I, а
сделал ее основой композиции, прекрасной в целом
и филигранно проработанной в каждой детали. В то
время, когда Ж.-Б. Леблон еще работал над деталями
и частичным воплощением своего замысла,
итальянскому архитектору С. Чиприани в 1718 году
был заказан другой проект Стрельнинского дворца
и сада. Сохранившиеся чертежи Чиприани
показывают, что он пользовался графическими
материалами, присланными из России. Проект С.
Чиприани не получил одобрения Петра I, и
завершающий этап формирования Стрельнинского
ансамбля связан с творчеством Н. Микетти,
которому принадлежат проект существующего
дворца и окончательное решение планировки парка,
где он сделал второй поперечный канал.
Проекты и архивные материалы, освещающие первый,
и основной, период формирования Стрельнинского
ансамбля, показывают, как замысел, рожденный в
русской общественно-социальной среде
петровского времени, получал свое дальнейшее
художественное воплощение в органическом
слиянии с традициями французского и
итальянского искусства. Стрельнинский парк,
подобно Петергофскому, является нижним. Над ним
возвышается естественный двадцатиметровый
склон, увенчанный громадой дворца. Н. Микетти, как
это было принято в регулярных итальянских садах,
обработал склон террасами, идущими по сторонам
грота. Западные и восточные террасы разделяются
спуском на две части. На оси этих спусков, на
верхнем плато, находятся неправильной формы
бассейны, которые первоначально имели
геометрические очертания. Оси, идущие от
бассейнов через террасы, продолжаются аллеями
боскетов, создавая сквозную перспективу через
весь парк и тем самым связывая единством
планировки Верхний сад с Нижним парком. Даже в
нынешнем «размытом» состоянии планировки
Верхнего сада, который в основном уже имеет
пейзажный характер, читается его слитность с
Нижним парком. И в этом еще одна особенность
художественного облика Стрельнинского ансамбля.
Стрельнинский парк, а точнее говоря, его
петровское ядро, фланкируют обширные пейзажные
части. В их композиции сочетаются два вида аллей
— прямые и криволинейные. Западный район парка
включает большой Треков луг. В его южной части
находятся связанные друг с другом пруды Карпиев,
Форелиев и Мельничий, которые наполняются водой
из Орловского пруда через специальный водоспуск.
Стрельнинский парк пленяет необычайностью
замысла, не имеющего аналогов в европейском
паркостроении первой половины XVIII века. Ныне
Константиновский дворец и парковый ансамбль
полностью восстановлены и используются, как
президентская резиденция.