Гатчинский дворец
Средняя часть фасада со стороны плаца - с
пологим пандусом (для подачи экипажей),
украшенная двумя мраморными статуями "Осторожность"
и "Справедливость" /Д. Маркиори, И.
Морлейтер/
Противоположная сторона дворца - парковый
фасад с широкой лестницей украшен
статуями "Война" и "Мир" /Д.
Маркиори, И. Морлейтер/
Гатчинский дворец - первоначальная
загородная охотничья усадьба фаворита
Екатерины II графа Григория Орлова, а затем
резиденция российских самодержавцев Павла
I, Николая I, Александра II, Александра III -
знаменателен не только как художественный
памятник, но и как свидетель многих важных
исторических событий.
Дворец-замок был воздвигнут на
гребне холмистой гряды. Его северный фасад
ориентирован на простирающийся у подножия
склона зеленый массив, окаймляющий озера.
Южный фасад распахнут перед парадным
плацем, предназначенным для развода
караула и показательных воинских парадов.
По внешней границе плаца идет невысокая
бастионная стена-парапет, прорезанная
амбразурами для орудий. Замковый характер
подчеркнут рвом. Объем дворца отмечен
четкостью силуэта и акценирован
пятигранными пятиярусными башнями -
Часовой и Сигнальной. Облицованный
плитками и блоками серовато-серебристого и
золотистого пудостского камня, дворец
словно окутан легкой дымкой усиливающей
романтичность всего строения.
В истории Гатчинского дворца
отчетливо прослеживаются три основных
архитектурных пласта: 1765-1781 гг. - сооружение
и декорировка замка для Орлова по проектам
Ринальди; 1790-е годы - по чертежам Бренна
внесены небольшие изменения в объемы
боковых частей и переделаны парадные
интерьеры для Павла I и его супруги. И,
наконец, в 1745-1856 гг. архитектор Р. Кузьмин
заново строит боковые корпуса-каре, где размещались
апартаменты Николая I, членов его семьи и
придворного штата.
Сейчас дворец состоит из
центрального - главного здания, имеющего
прямоугольную форму, три этажа и, с парковой
стороны, две башни по углам. Главное здание соединено
двумя закрытыми двухэтажными галереями с
двумя, расположенными с боков-спереди
двухэтажными каре - Кухонным и Арсенальным (изначально
Конюшенное). Каждое каре имеет на каждом
углу по трехэтажной башенке. Пространство
перед центральным зданием, между двумя каре
- и есть плац.
Вашему вниманию предлагаются следующие
фото дворца:
- панорама - вид на дворец спереди (приблизительно
от памятника Павлу I)
- панорама - вид на
центральное здание и Арсенальное каре (косо спереди)
- отреставрированное внутреннее
помещение дворца - Белый зал. Белый зал,
расположенный в центральной части дворца,
покоряет масштабом своего пространства.
Пять огромных полуциркульных окон-дверей
выводят на балкон, с которого открывается
вид на плац. Само название зала идет от от
его цветового решения. Основной
пластический акцент в архитектонике зала
Бренна отвел 32 пилястрам коринфского
ордера. Перекрытие Белого зала выделено
живописным плафоном кисти Г. Дуайена. Ему
отвечает великолепный наборный паркет,
выполненный по рисункам Ринальди и
сохраненный Бренной при переделке Белого
зала в конце XVIII века. Особый интерес
представляет размещенная в простенках
коллекция произведений античной
пластики, барельефов, скульптур.
- отреставрированное внутреннее
помещение дворца - Тронная Павла I.
Тронная Павла I появилась на месте кабинета Г. Орлова, отделанного Ринальди росписью, типичной для загородной усадьбы, и паркетом, лучшим во дворце по изысканному рисунку, построенному на переплетениях растительных побегов, и по тонкой
живописи цветными пластинами различных драгоценных пород дерева. Бренна, оставив паркет прежним, переделал стены и потолок комнаты, придав ей несвойственные ранее черты торжественной парадности. Главное украшение зала
- большие гобелены из серии "Страны
света" - аллегорические эффектные, изображения
"Азии" и "Африки", вытканные по картонам Депорта в мастерской Нейльсона в
1780-1784 годах. Напротив окон, над камином, находился малиновый гобелен
"Церера" из сюиты "Боги".
Превращая Кабинет в Тронный зал, Бренна
особое внимание уделил включению в
убранство древней римской символики -
одноглавых орлов, которыми венчали
штандарты. При этих переделках был
сохранен оригинальный паркет
набранный по проекту Ринальди.
- отреставрированное внутреннее
помещение дворца - Малиновая гостиная. Название гостиной было вызвано цветом трех больших гобеленов, покрывающих стены зала, малиновым бархатом резной золоченой французской мебели. Гобелены, исполненные П. Козеттом и К. Одраном по картонам Ш. Куапеля в 1776-1780 годах в Королевской мануфактуре Парижа с изображением сцен из романа Сервантеса
"Дон Кихот", придавали интерьеру ансамблевую законченность. Это самый праздничный интерьер Бренны в Гатчинском дворце. Гостиная выделяется богатством колористического решения. Бренна, создавая этот интерьер, как и в Тронной, щедро рассыпал брызги позолоты в лепке фриза, карниза, в акантовых завитках на прямой падуге и в орнаментальной композиции на плафоне. Для Малиновой гостиной характерно тонкое изящество лепных и резных орнаментов. И в декор самого зала, и в тончайшую золоченую резьбу мебельного гарнитура, расставленного по периметру гостиной, включены изображения цветочных венков, колчанов со стрелами амура.
Хочется также обратить ваше внимание на
серию работ художника Э. Гау который создал
ряд чудных акварелей, на которых изображены
внутренние помещения дворца. Здесь я
привожу две из них:
- Греческая галерея. Оформленная в 90-х
годах XVIII века галерея расположена на 2
этаже галереи, ведущей в Арсенальное каре.
Греческая была словно озарена солнцем, благодаря легкой тонировке стен в светло-апельсиновый цвет и оранжевым шелковым занавесям на окнах. Как напоминание о солнечной Элладе, в зале создавалась та теплая, золотистая световоздушная среда, в которой особенно органично соединялись все элементы декора и убранства галереи, связанные с искусством Древней Греции и Рима. Стены были отделаны рельефами с танцующими вакханками и медальонами с профилями античных героев, на лепных кронштейнах размещались бюсты римских императоров, напротив окон были расставлены мраморные статуи мифологических богов и богинь. Четыре больших полотна
Г. Робера изображали архитектурные сооружения Древнего Рима.
- Китайская галерея. Часть галереи
Арсенального каре. Свой окончательный
вид получила при переделке каре под
руководством Р. Кузьмина в конце 40-х годов
XIX века. Её особенность в том, что кроме
общей изысканной и дорогой отделки в ней
была расположена богатейшая коллекция
китайского и японского фарфора, изделия
из лака, эмали, китайская мебель.
Исключительная по качеству и и
разнообразию предметов, гатчинская
коллекция прикладного искусства Востока
не имела себе равных.