Приоратский дворец был построен в 1798 г. на
берегу Черного озера по проекту Н. Львова.
Одновременно началось превращение
окрестных лесных угодий в художественный
ландшафт - Приоратский парк. Руководил
работами по созданию Приоратского парка Д.
Гэкет.
Первоначально Приорат предназначался для французского
принца Конде (приора мальтийского ордена),
который эмигрировал в Россию после
буржуазной революции 1789 г. Павел I в 1798 г. был
избран великим магистром ордена
мальтийских рыцарей. Дворец никогда не
использовался по назначению и практически
являлся парковым павильоном для отдыха.
Дворец отлично сохранился в годы Великой
Отечественной войны, несмотря на обстрелы и,
после проводимой в нем реставрации, будет
открыт.
Об этом уникальнейшем полностью землебитном
дворце, который по праву стал эмблемой
г. Гатчины нужно рассказать подробнее.
Автор Приората - Н. Львов. Его деятельность в области архитектуры, поэзии, музыки, изобретательства, геологии проникнута глубоким патриотизмом.
С присущей ему увлеченностью, стремясь сохранить российские леса от вырубки, а крестьянские избы от губительных пожаров, опустошавших целые губернии, Н. Львов стал ратовать за возведение домов из негорючих материалов. Не будучи первооткрывателем технологии земляного строительства, он являлся страстным и убежденным ее сторонником и пропагандистом.
Подготовив руководство для крестьян, как строить избу из земли, в целях повсеместного распространения невиданных на Руси построек
"из умятой земли", он добился в 1797 году от правительства Павла I учреждения
"Училища земляного битого строения" для обеспечения сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ.
Училище размещалось в имении Львова в селе Никольском под Торжком в Тверской губернии; оно подготовило свыше ста человек, обученных возводить из земли жилые дома, скотные дворы, конюшни, ограды, делать всякого рода фундаменты, покрывать сельские и хозяйственные строения особого рода черепицею.
Со своими учениками, для которых он добился освобождения от воинской повинности, Львов строил почти одновременно земляные казармы в Торжке для эскадрона драгунского полка, дома в Москве, Павловске, домик в Арапакозях под Гатчиной. Последний был закончен осенью 1797 года. С соломенными шторами на окнах,
с потолками столярной работы домик был подарен Павлом I фрейлине Е. Нелидовой.
Таким образом, приступая к Приорату, Львов имел в своем распоряжении опытных мастеров, владевших практическими навыками в возведении различных землебитных построек. Создание Приората должно было убедить правительственную администрацию в необходимости изменения вековой строительной практики в русской деревне.
Приоратский дворец - первое землебитное здание в стране (оказавшееся единственным из-за преждевременной смерти Н. Львова), которое было задумано и создано как художественный ансамбль, воплотивший новаторские, строительные, инженерно-технические и чисто эстетические принципы архитектора.
4 декабря 1797 года генерал-адъютант Г. Кушелев уведомил П. Обольянинова, управляющего Гатчиной:
"Построение в городе Гатчине на Черном озере земляного домика по представленному Вашим превосходительством плану и смете, сделанной статским советником Львовым [...] Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил в будущем году
произвесть". Но не дожидаясь "будущего
года" и даже утверждения бумаг, Львов еще в сентябре того же 1797 года приступил к рытью рвов у Черного озера для фундамента. Основной объем строительства был проведен в 1798 году, в сентябре 1799 года Приорат полностью завершили.
В пояснительной записке, приложенной к чертежам Приората в
"Атласе игуменства, построенного в
Гатчине" Львов писал: "Долина, на которой расположено строение земляного Игуменства лежит между двух гор в конце Черного озера в Гатчине, окружена с трех сторон лесом, а четвертой водою. С полуденной стороны приезд к воротам по правому берегу сухим путем, а с северной стороны к пристани и водою.
Все строение сделано из чистой земли без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолков, особым образом для того устроенных. Ограда и две приворотные будки для жилища привратных служащих сделаны особым образом от прочего строения. Они построены из четвероугольных земляных глыб, сбитых в станке во время дурной погоды и известью в стене соединенных. Внутренняя сторона оных оштукатурена обыкновенною обмазкою, а наружная оставлена без всякой штукатурки для показания швов, коими соединены земляные камни. Приворотные будки построены в два
этажа, внутри оштукатурены посредством скипидарной воды с размешанною в оной известью.
На правую руку из ворот земляная битая кухня более половины своей высоты в горе построена, внутри оштукатурена обыкновенным образом, а снаружи спрыснута скипидарною водою и затерта только по земле.
Главный корпус, сверх фундамента каменного построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою.
Высота комнат нижнего жилья от полу до потолка 5 аршин 4 вершка; верхнего же жилья комнаты имеют высоты от полу до потолка в касетонах 5 аршин 3 вершка. А все строение от горизонта воды до кровельного шалома 4 сажени 2 аршина.
Башня [...] построена из парицкой плиты, высоты имеет к горизонту воды до верхней звезды 14 сажен с половиною.
Толстота стен один аршин. В средине башни сделана круглая каменная лестница. Во всем строении оной, кроме лантерна
не употреблено ни одной железной связи.
Дорическая колонна [...] и навес поддерживающая, сделана также из чистой земли. Капитель и подножная плита из пудовского камня, из которого и вся набережная сторона оградной стены построена. Все строение покрыто железом, кроме ограды, закрытой прямой
черепицею".
В этом кратком пояснении, не сохранившемся до наших дней в оригинале, Львов глухо упоминает об одном новшестве, им примененном. Для облегчения междуэтажных перекрытий он использовал потолки без штукатурки, оформленные кессонами из досок. Кессоны с гладким дном или с фигурными точеными украшениями обогатили как интерьеры дворца, так и арсенал декоративных архитектурных приемов русского классицизма.
Живописность лежит в основе планировки и объемно-пространственного решения дворца. Приорат составлен из четырех прямоугольных
разновеликих корпусов - двух двухэтажных с высокими четырехскатными кровлями и двух одноэтажных. Одно здание в два этажа торцом направлено в сторону Черного озера, другое
- равное ему по высоте, но меньшее по занимаемой площади, примыкает к нему вплотную и со стороны двора образует с первым единый фасад, но под отдельной крышей. Между этими зданиями, совпадая с ними в фасадных линиях, впритык поставлен одноэтажный флигель окнами
к озеру. Над входом флигеля устроен навес, опиравшийся первоначально на земляную, а позднее на деревянную колонну. Вход ведет в башню, пять ярусов которой вырастают почти на месте соединения трех корпусов. К боковой стене меньшего двухэтажного блока пристроен одноэтажный в плане близкий к квадрату флигель с трехгранной апсидой и со стрельчатыми окнами. Наружные стены и ограда дворца укреплялись контрфорсами.
Простая горизонтальная тяга, разделяющая этажи, и деревянные
модильоны карниза являются единственными декоративными элементами фасадов. Ясность композиции сочетается с гладкими фасадными стенами, не имеющими украшений, но впечатляющими своей монастырской строгостью. Суровость архитектуры смягчена цветом здания, его чистыми локальными тонами. Все детали поражают идеальными пропорциональными соотношениями, гармонией частей и целого, масштабным соответствием с окружающим пейзажем.
Как выглядел дворец внутри? Четыре нижние комнаты и три на втором этаже имели одинаковую отделку стен. Их штукатурная поверхность окрашивалась клеевой краской легкого розовато-золотистого (палевого) цвета. На этом фоне выделялись белые двери, подоконные доски, шкафы и светло-желтые переплеты оконных рам. Белые плинтусы, подчеркивая форму комнат, заключали плоскость пола, сбитую из широких досок, окрашенных светло-желтой охрой, натертую до блеска воском. Кессонированные фигурные деревянные плафоны тонировались либо разными красками (как в капелле), либо под цвет стен (на первом этаже), либо покрывались белилами.
Отапливалось здание каминами и кафельными печами. Освещался дворец на первом этаже хрустальными жирандолями, настольными и настенными, во втором
- золочеными бронзовыми стенниками. В каждой комнате стояли ломберные, инкрустированные перламутром или красного полированного дерева столы, консоли, крытые мраморными досками. Часть диванов, стульев и кресел
- краснодеревные с сиденьями, обитыми сафьяном, часть
- резные, золоченые, крытые пунцовым, зеленым или малиновым бархатом. В некоторых комнатах висели соломенные шторы, в остальных
- из белого полотна, И непременной принадлежностью каждой комнаты, как свидетельствуют описи убранства, были зеркала, иногда о двух стеклах, в золоченых рамах, украшения из фарфора и мрамора.
Все здесь создавало приветливую
колористическую среду, типичную для жилых
покоев русской усадьбы конца XVIII века.