Павильон Венеры, построенный в 1782 г., в
виде выдвинутого объема расположен на углу
острова Любви и с трех сторон омывается
водой Белого озера.
Этот павильон занимает главное место в
панорамах парка словно определяя сущность
образной системы паркового ансамбля. Его
прообразом является аналогичное
сооружение с тем же названием в парке
Шантильи под Парижем.
Треугольный фронтон декорирован резной
композицией, составленной атрибутами
богини любви - колчаном со стрелами Амура и
пылающим факелом, сплетенными ветвью.
Боковые фасады отделаны трельяжной
деревянной сеткой, отсюда его первоначальное
название Трельяж.
Входной зал, овальный в плане, с двумя
полукруглыми небольшими карманами в виде
отдельных объемов, примыкающих с боков
входа, имел декоративную роспись на плафоне
и освещался лишь сквозь застекленный
дверной люнет. Основной зал - прямоугольный
имеет скошенные углы, куда вмонтированы
большие зеркала, отражающие панорамы
Белого озера. Стены покрыты композициями, выполненными
в технике гризайль на янтарном фоне с
имитацией шитья золотыми нитями, что делает
панно похожими на тканые ковры. Тематика
росписи связана с культом солнца и богини
любви.
Через 5 лет поле создания павильона Я.
Меттенлейтер написал живописный плафон, на
котором изображен триумф Венеры, сидящей на
фоне розового покрывала в золоченой колеснице,
запряженной лебедями. Богиню окружают
грации, амуры, боги Олимпа.
Следуя легенде о рождении Венеры из пены
морской, архитекторы напротив боковых
застекленных дверей поставили по
фонтану в виде чаш на высоких фигурных
ножках с поддоном. В 1884 г. деревянные чаши
фонтанов заменили на мраморные, а вскоре из
Белого зала дворца перенесли в павильон
паркет Ринальди.