Коттедж

Коттедж — это загородный дом царской семьи. В переводе с английского cottage — сельский (загородный) дом, и в XIX в. это строение называлось «Сельский домик Ея Величества». В 1829 г. его строительство и отделка были закончены.
Архитектурно-декоративное оформление здания выдержано в стиле «ложной готики». О подражании готическим образцам говорит характерная остроконечная крыша, форма эркеров, стрельчатые арки. В это время начинает входить в моду чугун как конструктивный и декоративный материал. Главный (южный) фасад выделен портиком с чугунной ажурной аркадой, балконом с чугунными перилами и гербом Александрии — меч в венке из белых роз. Кстати, романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. Жуковским и стал лейтмотивом всего декора Коттеджа. Северный (морской) фасад имеет трехгранный выступ, по обе стороны которого две террасы с чугунными арками, над террасами — открытые балконы. Все детали чугунного декора, включая «цветы» и повторяющиеся гербы Александрии, отлиты в Петербурге на Александровском литейном заводе по моделям талантливых русских мастеров-лепщиков С. Закалупина и М. Соколова.
Центром планировки Коттеджа является лестница, вокруг которой группируются помещения на всех этажах. В первом этаже богатством и изысканностью оформления привлекают внимание интерьеры Малого кабинета, Гостиной, Библиотеки, Столовой, Большой и Малой приемной. Комнаты второго этажа — Большой кабинет, Туалетная, детские и учебные комнаты — отличаются сдержанностью отделки и убранства. На третьем этаже наибольшую историческую и художественную ценность представляет Морской кабинет. Из его широкого окна открывается великолепная панорама на Кронштадтский рейд. А чтобы этот вид был еще живописнее, на рейде напротив Коттеджа всегда стоял на якоре один из боевых кораблей Кронштадтской эскадры. Дело в том, что император Николай I считал себя не только великим полководцем, но и крупным флотоводцем, хотя Крымская война (1853-1855) была позорно проиграна, а Севастополь, героически защищавшийся 11 месяцев, пришлось сдать врагу.
Отделку интерьеров Коттеджа выполняли известные художники и лучшие мастера первой трети XIX в.: академик живописи Дж.-Б. Скотти, художники В. Додонов, О. Коретов, резчик В. Захаров, паркетчик А. Тарасов и другие. Мебель, изготовленная в «готическом стиле» на фабрике Г. Гамбса по рисункам А. Менеласа, составляла единый ансамбль с интерьерами. В гостиных были представлены прекрасные коллекции русского и западноевропейского фарфора и стекла, живопись И. Айвазовского, О. Кипренского, скульптура И. Витали, Х.-Д. Рауха и других.
В 1841 г. по проекту А. Штакеншнейдера к Коттеджу был пристроен Столовый зал, переделана терраса, на которой в 1849 г. установлен мраморный фонтан скульптора мадам Ф. де Фаво. В 1840-х гг. были переоформлены некоторые помещения под руководством архитектора Р. Мельцера в стиле модерн.
После Октябрьской революции Коттедж был превращен в музей. Реставрация здания и частичная реконструкция выполнены в 1976-1979 гг. по проекту И. Бенуа. Спасенные в годы Великой Отечественной войны от разграбления фашистами коллекции и предметы художественного убранства возвратились на свои места и позволили в максимальной степени воссоздать исторический облик интерьеров Коттеджа.

Hosted by uCoz