В ансамбле западной части Нижнего парка особое место занимает изящный павильон Эрмитаж. Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорциями. Окна и двери имеют характерную для петровского времени мелкую расстекловку. Ажурные кованые решетки окон и балконов на уровне второго этажа украшают северный и южный фасады. провождения монархов («Эрмитаж» в переводе с французского — хижина пустынника). Предусматривался даже подъемный стол, который сервировался внизу и поднимался в банкетный зал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг. Петергофский Эрмитаж — первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721-1724 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна. По указанию Петра I Эрмитаж был окружен рвом, заполненным водой, через который со стороны радиальной аллеи был перекинут разводной мост (сейчас — стационарный). Внутренняя отделка Эрмитажа завершалась уже после смерти Петра I, но в полном соответствии с его замыслом. Стены закрывались дубовыми панелями, в простенках размещались картины. Только в середине XVIII в. Б. Растрелли, руководивший перестройкой Большого дворца с 1745 г., привлек работавших там мастеров к ремонту Эрмитажа и декоративному переоформлению зала второго этажа. Стены зала были сплошь закрыты картинами с применением так называемой шпалерной развески. Произведения французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII столетий, разделенные позолоченными рейками, придали залу особую торжественность и цветовую насыщенность. Последующие два столетия не внесли существенных изменений в облик Эрмитажа. Здесь по-прежнему обсуждались важные государственные дела, общались и отдыхали приближенные двора.