Павловск


План парка г. Павловска

Местные достопримечательности:

Большая Звезда:
1. Круглый зал
2. Место бывшего Курзала (Железнодорожного вокзала)
3. Чугунные ворота
Долина реки Славянки:
4.  Обелиск в честь основания Павловска
5.  Большой каскад
6.  Висконтиев мост
7.  Горбатый мостик
8.  Земляной амфитеатр
9.  Каменный амфитеатр
10. Колоннада Аполлона
11. Крепость Бип

12. Место бывшей хмелевой беседки
13. Мост Кентавров
14. Пиль-башня и пиль-башенный мост
15. Холодная ванна
16. Черный мостик
17. Чугунные ворота с вазами
18. Чугунный мостик
19. Храм дружбы
Красная лодина:
20. Краснодолинный павильон
21. Новосильвийский мост
22. Руины
Центральный район:
24. Большой дворец
25. Собственный садик и павильон Трех граций
26. Тройная липовая аллея
Вольерный участок:
27. Театральные ворота
28. Вольер
29. Лабиринт
30. Павильон Росси
Большие круги:
31. Беседка Росси
32. Большая каменная лестница
33. Большие круги
34. Воздушный театр
35. Молочный домик
Старая Сильвия:
37. Двенадцать дорожек
38. Памятник родителям
39. Руинный каскад
Новая Сильвия:
41. Колонна "Конец Света"
42. Мавзолей "Супругу-благодетелю"

43. Статуя "Аполлон-Мусагет"
Белая Береза:
45. Круг белых берез
46. Олений мост
47. Розовый павильон

Вашему вниманию предлагаются фотогалереи со всеми удачными фотоснимками:
- в Павловске - лето,
- в Павловске - осень,
- в Павловске - зима,
- в Павловске - весна.

 Также имеются файлы видеопрогулок по парку Павловска.

     В конце XVIII века местность, где нынче расположены город и музей-заповедник Павловск, представляло почти сплошную лесную чащу, пересекаемую извилистой рекой Славянкой. На месте нынешнего города еще возвышались остатки шведских укреплений и окопов генерала Крониорта, пытавшегося здесь оказать сопротивление русским в 1702 г.
    Существует предание, что Павел, еще, будучи наследником престола, часто забавлялся охотой в этих местах, что ему нравились леса по берегам Славянки, и в них, по повелению императрицы были выстроены небольшие охотничьи домики Крик и Крак. Екатерина II обратила внимание на эту местность, находящуюся под боком Царского Села и решила обратить берега Славянки в изящную дачу, а обширные леса - в сады и парки. В подобных случаях императрица имела обыкновение дарить участки земли вельможам. На этот раз подарок был сделан ее сыну - в 1777 г. по случаю рождения первенца - будущего Александра I, царица подарила его родителям, цесаревичу Павлу и великой княгине Марии Федоровне свыше 540 га земли в пяти километрах от Царского Села.
    1777 г. считается годом основания Павловска или села Павловское, как оно первоначально называлось. Есть сведения, что вскоре Павел представил Павловское в полную собственность своей жене Марии Федоровне.
Великая княгиня, приступив к постройкам в Павловском, избрала для постройки домика "Паульлюст" (радость Павла) место рядом с нынешним Большим дворцом. Другая дача (Мариенталь) строилась на месте бывших шведских укреплений. Дома были выстроены в 1778-1779 гг. Строительством обоих этих зданий был Ч. Камерон, знаменитый зодчий Екатерининского века. Началось и создание парка и первых садово-парковых сооружений - в 1780 г. была начата постройка Храма Дружбы и Колоннады Аполлона.
    Строительство шло с большими затруднениями. Первые четыре года фактически всем в Павловском распоряжалась Екатерина, лично рассматривая и утверждая каждое распоряжение молодой четы. И впоследствии они были крайне стеснены в средствах, часто прибегали к займам.
    Для повседневного руководства строительством в Павловском, проведения расчетов с подрядчиками, управления всеми делами, в том числе и принадлежавшего цесаревичу Каменного острова в Санкт-Петербурге в 1780 г. первым директором Павловского был назначен Карл Иванович Кюхельбекер (с 1780 г. по 1789 г.) - отец лицейского товарища А.С.Пушкина В. Кюхельбекера.
    Осенью 1781 г. цесаревич и его жена отправились под именем князей Северных в длительное путешествие по Европе. Во все время они (в основном Мария Федоровна) живо интересовались ходом строительства в Павловске. В мае 1782 г. были заложены первые камни Большого дворца. Тем временем цесаревич и его жена вели заграницей закупки художественных произведений и украшений для строящегося дворца и парковых сооружений.
    В 1781-82 гг. велись работы в долине реки Славянки - ремонт плотин, чистка русла, копка прудов. Велись расчистка будущего парка и высадка присылаемых саженцев деревьев, кустарников, цветов. В 1784 г. продолжались работы по отделке дворца. Кроме Ч. Камерона, к ним был привлечен приглашенный из Италии для постройки Михайловского дворца В. Бренна, многие иностранные и российские художники. В июне 1784г. в Павловском впервые был сожжен фейерверк и сделана иллюминация в честь именин Павла.
В 1784 г. у Павловского появилась соперница - Гатчина. Дворец (А. Ринальди) оранжереи и парки были созданы еще при первом владельце Гатчины - фаворите императрицы Г.Орлове. После его смерти Гатчина была пожалована Павлу. Красота и изящество гатчинских сооружений вызывали в Марии Федоровне чувство ревности и артистического соревнования, к чему она побуждала архитекторов и художников Павловского. "Гатчина соперница весьма опасная и необходимо приложить всю вашу деятельность и все усердие, чтобы Павловское могло выиграть сражение", - так она писала в письме в 1785 г. С 1785 г. Павел со своей супругой все больше времени проводили в Гатчине, но это не уменьшало интереса Марии Федоровны к Павловскому.
В 1796 г. Екатерина II умерла, и императором стал Павел. В первые же дни своего царствования он переименовывает село Павловское в город Павловск. Работы в Павловске - по дворцу, по саду и по городу - пошли ускоренными темпами. Город застраивался казармами, был выстроен обширный военный госпиталь, город обнесен валом и на входах в него были поставлены гауптвахты. В 1797 г. в Большом дворце велась постройка флигелей, отделка дворцовой церкви, велась отделка внутренних помещений.
    Парк создавался одновременно со строительством Большого дворца в конце XVIII - первой четверти XIX века. Над планировкой и художественно-декоративным решением пейзажей Павловского парка последовательно работали архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси. Начальный этап формирования архитектурно-паркового ансамбля связан с именем Чарльза Камерона, который определил композицию основных районов парка: Придворцового, района Большой звезды, Долины реки Славянки. Ч. Камерон совместно с художником Ф. Виолье спланировал Вольерный участок и Собственный садик. Пот его проекту построены классические парковые павильоны: Храм дружбы и Холодная баня, сооружены мосты через реку Славянку, проложены узкие тропинки и парадный подъезд ко дворцу - Тройная липовая аллея, 22 искусственных пруда скомпонованы в три системы водоемов.
    В 90-е годы XVIII века работами в парке руководил архитектор Винченцо Бренна. Этот талантливый мастер создал районы Старой и Новой Сильвии, участок Больших кругов с террасами, построил Большую каменную лестницу, оформил Долину реки Славянки от Висконтиева моста до Пильбашенного, объединив оба берега в общую композицию Зеленым и Каменным амфитеатрами.
    Третий, самый значительный этап строительства относится к первой четверти XIX века. В этот период планировкой парковых пейзажей занимался художник-декоратор Пьетро Гонзаго. Именно тогда появились огромные пространства районов Белой березы, Парадного поля и участок Долины прудов, органично вошедший в район Большой звезды. Тогда же А. Воронихин и К. Росси дополняют ансамбль парка мостами.
Таким образом, в Павловском парке были созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. "Что шаг, то новая в глазах моих картина..." - писал о Павловском парке В. Жуковский. И действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему: прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно ни с одним районом не имеет сходства Придворцовый, почти полностью решенный в регулярном стиле. Характерными чертами этого стиля отмечены Большие круги, Вольерный участок, Собственный садик, которые, однако, не меняют общего впечатления от парка как парка пейзажного.
    В 1803 г. в Большом дворце возник пожар, и средний корпус дворца выгорел. Значительную часть мебели и убранства удалось спасти. Восстановлением дворца после пожара руководил А. Воронихин. В отделке парадных помещений дворца, украшении скульптурой, резьбой, живописью, участвовали арх. Дж. Кваренги, К. Росси, скульпторы И. Мартос, М. Козловский, Демут-Малиновский, художники П.Гонзаго, В. Скотти. В течение 1777-1830 гг. был создан прекрасный садово-парковый ансамбль.
    Большое мастерство строителей парка проявилось именно в том, что при разнохарактерных вариантах планировки они сумели создать высокохудожественный садово-парковый ансамбль, где, несмотря на различия отдельных районов, соблюдено полное единство замысла.    
    Строительство в Павловске, разбивка новых участков парка, переделка старых, создание новых павильонов и памятников шло в основном при жизни Марии Федоровны, которая относилась к Павловску как к своему дому. Здесь она устраивала пышные праздники - в честь возвращения в 1814 г. Александра I с победой из Франции, в честь бракосочетания ее младших сыновей Николая и Михаила. После смерти Марии Федоровны в 1828 г., дворец был законсервирован, и мало что изменялось в Павловске. Им по очереди владели наследники - члены семьи Романовых, великие князья - Михаил Павлович, Константин Николаевич, Константин Константинович. При них производились некоторые переделки дворца (арх. А. Штакеншнейдер). Но в целом Павловск постепенно приходил в запустение, мелкие постройки разрушались и ветшали. В числе сооружений исчезнувших в XIX веке, были Новое шале, Храм любви, Хижина монаха, театр на Вольерном участке.
    В 1836 г. началось строительство первой в России железной дороги от Петербурга до Павловска. Постройкой руководил чех Франц фон Герстнер. Первый участок - Царское Село - Павловск был открыт осенью 1836 г. Через год, в октябре 1837 г. произошло торжественное открытие всей линии от Петербурга до Павловска. Это событие дало новый импульс развитию этих мест. Быстрое, удобное и новомодное средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск все больше и больше людей - вокруг дворцового парка стали появляться новые и новые дачные участки. Павловский воксал, как тогда говорили, был не столько станцией железной дороги, сколько концертным залом. Павловские концерты здесь стали столь популярными, что многие приезжали из столицы только для того, чтобы побывать на них. Среди музыкантов дававших там концерты был и Иоганн Штраус. 
    После революции, в 1918 г. Павловский дворец был превращен в музей. С началом войны художественные сокровища были эвакуированы или закопаны. 16 сентября 1941 г. Павловск был захвачен гитлеровцами. В парке было вырублено свыше 70 тыс. деревьев, уничтожен ряд павильонов, был подожжен дворец. Павловск был освобожден в январе 1944 г. и сразу же начались реставрационные работы. В 1970 г. закончена реставрация дворца, заканчивается реставрация парка.

[От себя:  на мой взгляд Павловск это лучший из пригородов Петербурга. Конечно у него нет уникальных фонтанов Петергофа или роскошных дворцов Пушкина, но у него есть изумительный парковый ансамбль. Который, кстати, содержится в состоянии близком к идеальному. За это хочется сказать его сотрудникам

ОГРОМНОЕ  СПАСИБО !!! ]

Парк Павловска делится на районы Большой звезды, Долину прудов, Долину реки Славянки, Красную долину, Центральный район, Собственный садик, Вольерного участка, Больших кругов, Старой и Новой Сильвии, Белой березы и Парадного поля. Хотя большинство из них было основано еще в начале - под руководством Ч. Камерона, но над их окончательным обликом работали разные мастера в разное время.

Доехать до г. Павловска из  г. Петербурга можно с Витебского вокзала до станции Павловск. Вход в парк - платный.
Добро пожаловать!

Hosted by uCoz